Действующий

О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (с изменениями на 6 ноября 2024 года)

Цифровизация деятельности органов власти в области транспортной отрасли


В рамках направления по развитию государственных услуг для организаций и физических лиц в электронном виде предполагается:

расширение перечня государственных услуг в сфере транспорта во всех сервисах, доступных онлайн (как для физических, так и для юридических лиц), в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

развитие цифровых навыков и повышение цифровой грамотности работников органов исполнительной власти в сфере транспорта;

обновление информационного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования органов исполнительной власти (развитие вычислительных мощностей, повышение пропускной способности сетей связи, обеспечение информационной безопасности систем органов исполнительной власти);

привлечение к использованию (сбор обратной связи, колл-центры, приложения) цифровых государственных услуг всех пользователей транспортных услуг.

Реализация направления по созданию ситуационных центров и моделированию развития транспортной отрасли позволит повысить эффективность мониторинга состояния, планирования и развития транспортного комплекса и транспортно-логистических процессов.

В рамках направления предполагается:

создание федерального ситуационно-информационного центра федерального органа исполнительной власти в сфере транспорта (система управления в кризисных и чрезвычайных ситуациях на транспорте, сбор обращений граждан и оценка качества предоставления транспортных услуг);

создание аналогичных ситуационных центров в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, а также системы взаимодействия с федеральным ситуационно-информационным центром в режиме онлайн;

создание единой системы учета объектов транспортного комплекса - отраслевой системы управления данными с использованием единых стандартов данных и процессов, интеграция систем прогнозирования и моделирования транспортной отрасли, оперативного мониторинга транспортных потоков и состояния объектов транспортной инфраструктуры, внедрение инструмента оценки вклада транспортного комплекса в достижение национальных целей, а также инструмента управления транспортными потоками;

интеграция единого центра управления транспортным комплексом с национальной системой управления данными, предусматривающая обеспечение информационного взаимодействия интеллектуальных транспортных систем субъектов Российской Федерации с единым центром управления транспортным комплексом.

При создании цифровых платформ как базового условия для цифровой трансформации будет осуществляться интеграция с элементами инфраструктуры электронного правительства, в том числе единой системы межведомственного электронного взаимодействия, федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

При создании и развитии цифровых платформ используется принцип безбумажного взаимодействия и широкого применения дистанционных технологий.

Государственная информационная система "Электронные перевозочные документы" будет обеспечивать возможность оформления всех перевозочных документов в электронном виде, снижения стоимости перевозок и увеличения скорости доставки грузов.

В рамках направления предполагается:

разработка форматов электронных перевозочных документов для всех видов транспорта и порядка обмена ими;

создание государственной информационной системы "Электронные перевозочные документы";

разработка форматов мультимодальных электронных перевозочных документов, включая интеграцию с системами перевозчиков на разных видах транспорта;

разработка форматов интероперабельности с международными электронными документами.

Доля перевозочных документов, оформленных в электронном виде, к 2035 году достигнет 100 процентов.

В рамках формирования инфраструктуры для обмена юридически значимыми данными между участниками перевозочного процесса и государством предполагается:

создание отраслевой платформы обмена стандартизированными данными, включая интеграцию с государственной информационной системой "Электронные перевозочные документы", обмен юридически значимыми данными между участниками перевозочного процесса и органами исполнительной власти, государственные и коммерческие сервисы, аналитические инструменты, а также подключение источников данных;

внедрение технологий смарт-контрактов на базе блокчейна (для возможности выполнения всех взаиморасчетов между участниками транспортного рынка на всех видах транспорта).

В рамках формирования системы отслеживания грузов и мониторинга грузоперевозок предполагается:

развитие систем отслеживания перевозок грузов с применением специализированных устройств, меток и иного оборудования;

обеспечение передачи данных о грузах с помощью интеллектуальных запорных устройств, меток и иного оборудования;

обеспечение прослеживаемости транзитных перевозок через территорию Российской Федерации с использованием электронных навигационных пломб;

формирование экосистемы "зеленых коридоров" - сквозной электронный документооборот, упрощенные таможенные процедуры и возможность использования электронных копий документов, содержащихся в электронных запорных устройствах (при необходимости).