Действующий

О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (с изменениями на 6 ноября 2024 года)

2. Прогноз наполнения дорожных фондов


В целях финансового обеспечения дорожной деятельности в Бюджетном кодексе Российской Федерации закреплено понятие дорожных фондов, выделенных для этой цели средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда ежегодно рассчитывается в соответствии с положениями статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По данным сводной бюджетной росписи на 1 января 2020 г., в 2019 году он составил 866,5 млрд. рублей, в том числе:

379,5 млрд. рублей (44 процента общего объема) составил базовый объем бюджетных ассигнований дорожного фонда с учетом индексов-дефляторов, опубликованных на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации;

487 млрд. рублей (56 процентов общего объема) составили доходы от акцизов на нефтепродукты, от платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, прочие налоговые и иные поступления, а также средства, выделяемые по дополнительным решениям на реализацию особо значимых проектов и программ в области дорожного хозяйства.

С 2022 по 2024 год объем Федерального дорожного фонда будет увеличиваться на сумму, равную 8,4 процента в 2022 году, 16,7 процента в 2023 году и 25,1 процента в 2024 году от прогнозируемого объема средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет от акцизов на нефтепродукты. Указанные средства предполагается направить в полном объеме в виде межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий национального проекта "Безопасные качественные дороги" в субъектах Российской Федерации. Таким образом, напрямую в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2021-2024 годах будет зачисляться 74,9 процента доходов федерального бюджета от акцизов на нефтепродукты, а с 2025 года - 100 процентов.

В связи с тем, что подходы к расчету базового объема Федерального дорожного фонда остаются неизменными, с 2024 года для формирования дорожных фондов всех уровней будет использоваться объем средств, равный 136 процентам общего объема доходов федерального бюджета от акцизов на нефтепродукты, или около 1,2 трлн. рублей (по прогнозам на 2024 год).

Объемы дорожных фондов субъектов Российской Федерации за 2019 год составили 1 трлн. рублей согласно данным статистической отчетности N 1-ФД.

В число основных статей наполнения Федерального дорожного фонда входят:

акцизы на нефтепродукты, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации (34 процента);

поступления в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности (19 процентов);

транспортный налог (16 процентов);

прочие неналоговые доходы (15 процентов);

иные налоговые доходы, установленные законодательством, учитываемые при формировании дорожных фондов (7 процентов);

остатки бюджетных ассигнований дорожных фондов, не использованные в отчетном финансовом году (7 процентов);

доходы от платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам от перевозок тяжеловесными транспортными средствами (1 процент).

При этом в соответствии с положениями бюджетного законодательства доля дорожных фондов субъектов Российской Федерации, связанная с получением доходов от акцизов на нефтепродукты, будет расти и составит к 2024 году порядка 65-70 процентов, или 0,9 трлн. рублей.

Общий консолидированный объем Федерального дорожного фонда и региональных дорожных фондов к 2025 году должен увеличиться до 2,3-2,5 трлн. рублей (из которых практически половина доходов будет зависеть от объемов акцизов на нефтепродукты), а к 2030 году - до 2,8-3 трлн. рублей при сохранении действующих трендов, положений бюджетного законодательства, структуры потребления топлива по видам и текущего уровня инфляции (4-5 процентов).

Для выполнения целей Стратегии необходимо обеспечить стабильный уровень наполнения дорожных фондов в реальном выражении за счет параметров налогового регулирования и прочих мероприятий, а также приоритизировать расходы дорожных фондов.

Так, например, для обеспечения качественной эксплуатации всех региональных дорог объем региональных дорожных фондов должен быть существенно увеличен относительно текущего уровня: как минимум в 2 раза в сопоставимых ценах. Во временном горизонте Стратегии такого увеличения возможно достичь только за счет существенного повышения ставок по акцизам на нефтепродукты, что является маловероятным. Поэтому необходимо пересмотреть принципы распределения федеральных и региональных средств, формирующих доходную часть региональных дорожных фондов, учитывая первоочередную потребность - эксплуатацию опорной сети автомобильных дорог с целью обеспечения ее финансирования в соответствии с нормативами затрат. Таким образом, уже до 2030 года возможно привести в нормативное состояние основные автомобильные дороги страны.

На горизонте реализации Стратегии потребуется разработка новых механизмов формирования Федерального дорожного фонда и региональных дорожных фондов, в том числе в целях компенсации выбытия доходов дорожных фондов от перехода на альтернативные виды топлива.

В целях увеличения объемов прочих доходов, формирующих дорожные фонды, необходимо распространение принципа "пользователь платит" на региональные дороги. Дальнейшее развитие грузоперевозок и системы взимания платы за проезд грузовых автомобилей, в том числе ее распространение на региональные дороги, приведет к росту поступлений от платежей грузовых автомобилей в Федеральный дорожный фонд, которые в настоящее время формируют всего 5 процентов его наполнения, а также созданию дополнительного источника наполнения для региональных дорожных фондов.

Развитие цифровых технологий на горизонте реализации Стратегии позволит начать работу по внедрению механизмов платы за пользование инфраструктуры на базе дифференцированного подхода для всех пользователей.

Для снижения текущего дефицита средств по созданию объектов автодорожной инфраструктуры необходимо активнее развивать механизмы государственно-частного партнерства, а также внедрять механизмы по развитию инфраструктуры за счет бюджетных кредитов и средств Фонда национального благосостояния.

Необходимо также развивать механизмы дополнительного финансирования дорожного хозяйства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, включая:

выделение дополнительного финансирования в рамках региональных и местных бюджетов на реализацию приоритетных проектов;

отмену налога на имущество в части региональных дорог (по аналогии с нормами для федеральных дорог).

Кроме этого, необходимо учитывать, что на горизонте реализации Стратегии ожидается появление трендов, которые будут снижать потребность в объемах инвестиций в дорожное строительство. Такими трендами будут являться использование инновационных строительных материалов, более глубокое внедрение инструментов моделирования и обработки данных при проектировании и расчете потребности в транспортной инфраструктуре.

Важное место по снижению затратной составляющей в дорожном хозяйстве также занимает развитие системы автоматического весогабаритного контроля на автомобильных дорогах разных форм собственности. Повсеместное внедрение этой системы на начальном этапе принесет дополнительные доходы в дорожные фонды разных уровней, а в долгосрочной перспективе позволит снизить затраты на ремонт дорог в связи с их досрочным выбытием из нормативного состояния.