Развитие логистических сервисов будет основываться на учете актуальных потребностей грузовладельцев, что потребует формирования регуляторной и нормативной базы для новых и перспективных логистических продуктов (например, корректировка тарифной системы для контейнерных поездов по расписанию).
Конечной задачей развития логистики является ускорение товародвижения и сокращение транспортных затрат грузовладельцев. Для этого необходимо развитие по следующим направлениям:
содействие развитию комплексных логистических услуг (формата 4р1 и 5р1), в том числе путем создания условий для взаимодействия грузовладельцев и грузоперевозчиков с вовлечением представителей сектора электронной торговли. Формирование подобных альянсов позволит развивать всю цепочку поставок, создавать конкурентные преимущества для логистического аутсорсинга;
распространение платформенных технологий и смарт-контрактов, которое позволит упростить взаимодействие между участниками перевозочного процесса, устранить посредников, не формирующих добавленную стоимость, и сократить логистические затраты. Для повышения уровня доверия к таким технологиям и вовлечения максимального числа участников транспортного рынка будут поддерживаться распределенные платформы - логистические интеграторы, независимые от одного крупного игрока или государственной структуры. Для российских логистических платформ будут сформированы каналы обмена данными с азиатскими и европейскими платформами;
развитие сети современных логистических центров. Ключевой задачей указанной сети логистических центров является ускорение "последней мили" движения грузов и расширение комплекса предоставляемых логистических услуг. В разделе V Стратегии в качестве одного из направлений развития Единой опорной сети определено создание опорной сети мультимодальных узловых логистических центров в формате "грузовых деревень", которые обеспечат ускорение мультимодальных операций, интеграцию контрейлерных технологий, кросс-докинговых центров, автоматических складов и других активов. Формат "грузовых деревень" обеспечит сокращение себестоимости многих операций за счет эффекта масштаба и конкуренции компаний-резидентов. Государственная поддержка "грузовых деревень" будет направлена на обеспечение особых регуляторных условий и инфраструктурной интеграции с Единой опорной сетью. Мировой опыт показывает, что "грузовые деревни" традиционно объединены сетью регулярных маршрутов контейнерных поездов, а также регулярных маршрутов других видов транспорта по расписанию. На территории логистического центра в составе "грузовой деревни" может осуществляться перегрузка контейнеров между направлениями перевозок, их складирование и растарка. Второй уровень иерархической системы - это логистические центры - сателлиты, выполняющие задачи консолидации грузов в точках с недостаточной концентрацией спроса для создания "грузовой деревни" или расположенные в плотной городской застройке без возможностей расширения. Транспортно-логистические центры второго уровня могут быть соединены с "грузовыми деревнями" короткими поездами - шаттлами по формату "смарт-логистика". Важное значение будут иметь локальные распределительные центры в крупных городских агломерациях, позволяющие накапливать и распределять грузы внутри конкретного района. Высокое разнообразие логистических услуг в крупных транспортно-логистических центрах и маршрутизация перевозок между ними являются необходимым условием повышения качества логистики;
содействие контейнеризации грузов, которое будет осуществляться по 3 направлениям - увеличение количества регулярных маршрутов контейнерных поездов, стимулирование перевозки грузов в контейнерах автомобильным и внутренним водным транспортом, в том числе через предоставление скидок на проезд по инфраструктуре с контейнером, а также повышение транзитного потенциала Российской Федерации;
организация перевозок грузов с высокой добавленной стоимостью со скоростью, сопоставимой с движением пассажирских поездов, развитие специализированных сервисов, связанных с экспортом продукции российского агропромышленного комплекса в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Центральной Азии, прежде всего в Китайскую Народную Республику и Республику Узбекистан, а также развитие контрейлерных перевозок.
Необходимым условием достижения задач Стратегии в части грузоперевозок является сквозная цифровизация транспортной цепочки и роботизация логистических операций.