Приведение инфраструктуры Единой опорной сети в нормативное состояние к 2035 году вне зависимости от принадлежности объекта инфраструктуры к тому или иному уровню управления (федеральный, региональный или муниципальный). Детализация планов доведения объектов инфраструктуры до нормативного состояния производится на уровне опорных сетей по видам транспорта и генеральной схемы развития Единой опорной сети.
Наиболее значительный рост доли протяженности инфраструктуры в нормативном состоянии потребуется в части автомобильных дорог, где на текущий момент региональные автомобильные дороги, относящиеся к опорной сети, соответствуют нормативам на 57 процентов. Мероприятия развития автомобильных дорог в части обеспечения надежности и безопасности функционирования транспортной инфраструктуры должны быть направлены на достижение нулевой смертности на дорогах (принцип нулевой терпимости), в том числе за счет совершенствования документов по стандартизации в сфере безопасности дорожного движения с учетом результатов научных исследований, приобретенного практического опыта применения новых видов продукции, процессов и технологий, а также предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий путем установления актуализируемой меры ответственности и контроля.
Требуется полное обеспечение нормативов, включая нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений с учетом изменения состава судоходных гидротехнических сооружений при устранении узких мест на внутренних водных путях, а также повышения их категорий при реализации инфраструктурных проектов.
Наряду с приведением и поддержанием в нормативном состоянии инфраструктуры Единой опорной сети предполагаются и иные действия.
Для автомобильных дорог опорной сети необходимо совершенствование стандартов организации дорожного движения. На дорогах с высокой интенсивностью грузового движения при их реконструкции целесообразно обеспечение нормативных (расчетных) нагрузок не менее 11,5 тонны на ось, что позволит снизить частоту ремонтов, замедлит образование колеи и повысит безопасность движения.
Для обеспечения сохранности автомобильных дорог опорной сети и обеспечения безопасности дорожного движения посредством пресечения случаев нарушения правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств целесообразно развитие автоматизированного весогабаритного контроля (размещение автоматических пунктов весогабаритного контроля).
Существенное значение для повышения безопасности движения будет иметь система превентивного информирования водителей о дорожной обстановке и происшествиях на маршруте.
Мероприятия развития автомобильных дорог в части обеспечения надежности и безопасности функционирования транспортной инфраструктуры должны быть направлены на достижение нулевой смертности на дорогах (принцип нулевой терпимости), в том числе за счет постоянного совершенствования стандартов организации дорожного движения с учетом сложившейся мировой практики по достижению целей нулевой смертности и предупреждения совершения правонарушений путем установления систематически актуализируемой действенной меры ответственности и контроля безопасности дорожного движения, в том числе с передачей части полномочий в субъекты Российской Федерации.
Для повышения безопасности и надежности функционирования опорной сети железных дорог ключевым принципом является соблюдение графика плановых ремонтов инфраструктуры.
Эксплуатационная протяженность железнодорожных линий в составе опорной сети железных дорог с просроченным сроком ремонта на конец 2020 года составила 8,9 тыс. километров.
Устойчивость системы железнодорожных перевозок повысится за счет внедрения единого сетевого технологического процесса и полигонных технологий управления эксплуатационной работой. Важную роль в обеспечении безопасности и надежности внесет внедрение технологий интернета вещей в подвижной состав и инфраструктуру, модернизация систем централизации и блокировки.
В опорной сети внутренних водных путей к принципам обеспечения надежности и безопасности функционирования относится:
обеспечение гарантированных габаритов и круглосуточного движения с использованием спутниковой навигации на опорной сети внутренних водных путей;
приведение к нормативному состоянию и поддержание в нормативном состоянии судоходных гидротехнических сооружений;
обеспечение 100 процентов покрытия опорной сети электронными навигационными картами общего пользования, создание цифровой карты внутренних водных путей;
внедрение автоматизированных систем повышения уровня безопасности судоходства;
обеспечение современным техническим флотом для содержания внутренних водных путей.
Обеспечение безопасности и надежности функционирования Единой опорной сети в части морского транспорта осуществляется в соответствии со следующими принципами:
внедрение автоматизированных систем повышения безопасности мореплавания;
обеспечение техническим и служебно-вспомогательным флотом;
создание опорной базы аварийно-спасательной готовности на Северном морском пути;
увеличение периода навигации в акватории Северного морского пути до 8 месяцев к 2024 году и круглогодично до 2030 года (обеспечение зондирования и навигационно-гидрографического сопровождения, обеспечение наличия аварийно-спасательных судов и подразделений, строительство судов с соответствующим ледовым классом).
В гражданской авиации основные принципы обеспечения безопасности и надежности функционирования опорной транспортной сети включают:
оснащение радиотехническим оборудованием, светосигнальным оборудованием и метеооборудованием аэродромов крупных узловых аэропортов (хабов) до уровня, соответствующего требованиям III или II категории Международной организации гражданской авиации, аэродромов узловых аэропортов - до II или I категории Международной организации гражданской авиации, аэродромов прочих аэропортов -до уровня, соответствующего требованиям к некатегорированным аэродромам;
разработка и реализация эффективных технических решений, применяемых на аэродромах с грунтовым покрытием, в том числе и в удаленных районах, совершенствование соответствующей нормативно-технической базы для обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов, круглогодичного функционирования и долговечности таких аэродромов;
разработка и внедрение технологии, технологических комплексов, организационно-экономических механизмов и необходимых нормативных документов для обеспечения базирования беспилотных авиационных систем на гражданских аэродромах и использования данных беспилотных систем для эффективного решения задач гражданской авиации, в том числе в удаленных районах, при соблюдении приемлемого уровня безопасности полетов;
поддержание и развитие сети запасных аэродромов на маршрутах полетов воздушных судов для повышения уровня безопасности и топливной эффективности полетов.
На городском пассажирском транспорте общего пользования должно быть обеспечено приведение в нормативное состояние магистральных автомобильных дорог и рельсовой инфраструктуры, по которым осуществляются массовые пассажирские перевозки.