Действующий

О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (с изменениями на 6 ноября 2024 года)

Изменения объемов агломерационных (городских и пригородных) пассажирских перевозок


Пассажирооборот транспорта общего пользования по пригородному и городскому сообщению в период с 2010 по 2019 годы оставался на стабильном уровне. Наблюдается тренд роста перевозок на рельсовом транспорте за счет развития метрополитена и пригородного железнодорожного сообщения, а также общее снижение объема перепробегов.

Важным трендом развития городского транспорта стал активный рост паратранзита - такси и каршеринга. Сегодня в крупнейших агломерациях на них приходится 6-10 процентов всех поездок граждан.

Дальнейший рост пассажирооборота будет зависеть от динамики численности населения в агломерациях, изменения предпочтений по общему числу поездок, а также увеличения популярности транспорта общего пользования.

Важным фактором роста внутриагломерационной подвижности является увеличение численности крупнейших и наиболее развитых агломераций. За последние 50 лет мировое городское население увеличилось более чем в 3 раза, при этом ожидается, что к 2030 году в городах будет проживать около 5 млрд. человек, то есть 60 процентов мирового населения. Более чем 50 процентов мирового валового внутреннего продукта будет создаваться всего лишь в 600 городах, при этом 440 из этих городов будут расположены в развивающихся странах.

С точки зрения структуры модальности в 20 крупнейших агломерациях от 29 до 40 процентов мобильности осуществляется за счет пеших перемещений или с использованием средств индивидуальной мобильности, а также от 17 до 25 процентов - с использованием автомобиля, прочие перемещения осуществляются с помощью такси, каршеринга, рельсового транспорта, автобусов и других средств мобильности. Сильнее всего отличие от развитых европейских городов проявляется в большей доле автомобильного транспорта за счет более низкой доли транспорта общего пользования - в наиболее развитых транспортных системах доля мобильности на личном автомобиле составляет 15-19 процентов. Ожидается, что по мере развития транспортных систем доля мобильности на личном автомобиле снизится до уровня ведущих европейских транспортных систем (Берлин, Париж, Мадрид, Милан, Лондон). За счет развития транспортных систем количество активных пользователей транспорта общего пользования в городах вырастет на 15 процентов.

Среднероссийский ежегодный прирост пассажирооборота транспорта общего пользования до 2035 года составит 0,5 процента, в то время как прирост в крупнейших агломерациях будет выше - на уровне 1,2 процента в год. При этом общий прирост к 2035 году по сравнению с 2019 годом составит 11 процентов в среднем в российских городах и 20 процентов в крупнейших агломерациях.

Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) привела к резкому снижению общего уровня мобильности: на пике ограничений внутриагломерационная мобильность в крупнейших агломерациях мира снизилась на 60-80 процентов. При этом в большинстве агломераций мобильность не восстановилась до прежнего уровня. За счет того, что часть жителей продолжит работать удаленно, общий уровень мобильности может остаться на 5-10 процентов ниже уровня до пандемии.

Наряду с сокращением общего уровня мобильности из-за пандемии изменилось отношение населения к видам транспорта. На пике заболеваемости пассажиры стали значительно чаще совершать поездки на личных автомобилях. К концу 2020 года доля личного автомобиля в структуре модальности не сократилась до прежних уровней и остается выше.