По состоянию на 2019 год сжигание топлива в транспорте составило около 15 процентов всех выбросов парниковых газов.
По данным Национального кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, в транспортном секторе Российской Федерации в 2019 году 61 процент выбросов - от дорожного транспорта, 5 процентов - от авиации (внутренней), 3 процента - от железнодорожного транспорта, 1 процент - от морского и внутреннего водного транспорта, 27 процентов - от трубопроводов (нефтепроводов и газопроводов). 98,9 процента всех выбросов эквивалента диоксида углерода () в транспортном секторе составляют непосредственно выбросы диоксида углерода ().
Для снижения выбросов парниковых газов в российском транспортном секторе приоритетным является автомобильный транспорт. Воздушные перевозки, железнодорожный транспорт, внутренний водный и морской транспорт являются также важными секторами для последующей декарбонизации, хотя и имеют относительно малый удельный вклад в выбросах парниковых газов.
Важным инструментом сокращения выбросов парниковых газов от транспортной отрасли станет создание стимулирующих и регуляторных условий для масштабного изменения структуры грузо- и пассажирооборота в пользу менее углеродоемких видов транспорта.
В соответствии с имеющимися прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов ожидается снижение выбросов парниковых газов от транспортного сектора на 1,2 процента относительно общего объема выбросов в 2017 году, в перспективе до 2050 года - на 4,2 процента относительно уровня 2030 года под влиянием следующих факторов:
использование новых энергоэффективных транспортных средств, применение гибридных систем аккумулирования энергии на транспорте;
электрификация и газификация транспорта общего пользования, стимулирование перехода на использование моделей с низким уровнем выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ;
перевод автомобильного транспорта на гибридные аналоги, развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей (в том числе электробусов).
При этом реализация более агрессивного прогноза снижения объема выбросов углекислого газа предполагает следующие меры:
внедрение новых транспортных и информационных технологий, систем автоматического вождения, автоматизированных систем управления, контроля и позиционирования;
масштабное изменение структуры грузо- и пассажирооборота в пользу менее углеродоемких видов транспорта;
масштабное стимулирование совместного использования транспортных средств, развитие велосипедного и другого немоторизированного транспорта.
Меры стимулирования использования транспорта на низкоуглеродном топливе в том числе применяются в рамках повышения транспортной подвижности населения в городских агломерациях, где предполагается развивать инфраструктуру городского транспорта общего пользования, повышать интенсивность совместного использования транспортных средств, а также развивать велосипедный и другие виды немоторизированного транспорта.
Приоритетными рычагами для снижения выбросов парниковых газов на внутреннем водном и морском транспорте являются следующие:
увеличение доли альтернативного топлива (сжиженный природный газ, водородное топливо, метанол, биотопливо, получаемое из возобновляемых сырьевых источников, синтетическое дизельное топливо) в грузовых и пассажирских перевозках;
развитие береговой инфраструктуры электроснабжения судов.
Приоритетными рычагами для снижения выбросов парниковых газов на железнодорожном транспорте является электрификация железнодорожных линий, использование соответствующего подвижного состава (электровозов, электропоездов) и замещение части традиционного топлива, используемого при перевозках, более экологически чистыми альтернативными видами топлива (сжиженный природный газ, водородное топливо).
Приоритетными рычагами для снижения выбросов парниковых газов на воздушном транспорте являются:
ускоренное обновление парка воздушных судов за счет судов нового поколения (увеличение показателей топливной эффективности до уровня лучших мировых практик по состоянию на 2021 год (до 25 процентов);
модернизация инфраструктуры воздушного транспорта, обеспечивающей четырехмерное управление потоками воздушного движения, внедрение передовых эксплуатационных процедур производства полетов, повышение пропускной способности воздушного пространства и аэропортов;
развитие технологий альтернативных видов топлива.
Ожидается расширение энергосберегающих технологий альтернативных источников энергии и на объектах транспортной инфраструктуры.
В рамках снижения углеродной емкости транспортной отрасли ожидается использование возобновляемых источников энергии, например в виде солнечных панелей на кровлях и фасадах вокзалов, на привокзальных автостоянках, на кровлях депо и производственных зданий, на железнодорожных мостах, на удаленных и изолированных объектах транспортной инфраструктуры.
Потребность в автономном энергоснабжении отдельных объектов транспортной инфраструктуры социального значения расширяет возможности применения возобновляемых источников энергии для оснащения переходов, остановок, светофоров и т.д.
Внедрение использования возобновляемых источников энергии и технологий накопления энергии при строительстве инфраструктурных объектов в отдельных случаях позволит экономить затраты на потребление от внешних сетей и уменьшить стоимость подключения к внешним электрическим сетям.
В итоге мероприятия, направленные на снижение выбросов парниковых газов в транспортном секторе Российской Федерации, позволят повысить экологичность транспорта в Российской Федерации и внести вклад в выполнение обязательств в рамках Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г.