Наиболее масштабное развитие Единая опорная сеть получит в направлении запад - восток. За счет строительства новых и реконструкции существующих автомобильных дорог будет сформировано бесшовное скоростное автомобильное сообщение от границы с Республикой Белоруссия через гг.Смоленск, Москву, Казань и Екатеринбург в гг.Тюмень, Челябинск и крупнейшие города Сибири (гг.Омск, Новосибирск, Иркутск) с ответвлением на Республику Казахстан. Время в пути от г.Екатеринбурга до г.Санкт-Петербурга сократится с 30 часов до 17,5 часа. При завершении реализации Стратегии будет прорабатываться перспектива строительства новой автомобильной трассы "Меридиан" от границы с Республикой Казахстан до Республики Белоруссия. Будет построено несколько обходов крупных городов, а также реализованы проекты разгрузки грузовых каркасов в крупнейших агломерациях, включая агломерацию г.Санкт-Петербурга. Международный транспортный коридор "Запад - Восток" станет крупнейшей связывающей соответствующие направления транспортной артерией, обеспечивающей экспортно-импортные и транзитные потоки в странах Евразийского экономического союза. На направлении запад - восток предполагается расшивка узких мест на железных дорогах, а также усиление специализации железнодорожных линий для повышения их провозной способности, развитие международного транспортного коридора с использованием акватории Северного морского пути.
Завершится формирование бесшовного скоростного автодорожного сообщения на направлении север - юг, что потребует устранения ряда узких мест на направлениях Москва - Ростов-на-Дону - Краснодар и Москва - Санкт-Петербург, а также создания новых автодорожных выходов к агломерации г.Сочи (с 2030 года планируется начать строительство скоростной автомобильной дороги между г.Новороссийском и г.Сочи). Одновременно с этим будет обеспечено ускорение железнодорожного сообщения на направлении Москва - Сочи, что приведет к существенному сокращению времени в пути между г.Москвой и курортами Черноморского побережья (например, на маршруте Москва - Адлер с 32 часов в 2021 году до 16 часов по итогам 2030 года). Также на направлении север - юг будут реализованы мероприятия по развитию автодорожных и железнодорожных подходов:
к портам Каспийского моря и границе с Азербайджанской Республикой (улучшение условий для экспортно-импортных и транзитных перевозок со странами Кавказа, Ближнего Востока и Южной Азии);
к портам Азово-Черноморского бассейна (увеличение провозной способности железнодорожных подходов до 131-161 млн. тонн по итогам 2035 года в зависимости от сценария);
к портам Северо-Западного бассейна (увеличение провозной способности железнодорожных подходов до 195-230 млн. тонн по итогам 2035 года в зависимости от сценария), в том числе за счет "Комплексного развития Мурманского транспортного узла".
Кроме того, на направлении север - юг предусматривается увеличение перевозок внутренним водным транспортом за счет реализации проекта по устранению узких мест от г.Городца до г.Нижний Новгород и на реке Дон ниже Кочетовского гидроузла, а также за счет обеспечения круглогодичной навигации на направлении Каспий - Азов.
Устранение ограничений пропускной способности портовой инфраструктуры должно быть проведено по ключевым грузам в каждом из бассейнов, включая одновременное устранение ограничений пропускной способности автодорожных и железнодорожных подходов к портам.
Значительное повышение транспортной связанности юга Российской Федерации с Уралом и Сибирью обеспечит создание скоростного автодорожного сообщения от черноморских портов и Крымского полуострова через гг.Краснодар, Волгоград, Саратов и Самару на гг.Екатеринбург, Уфу и Челябинск. Время в пути по автомобильной дороге между г.Уфой и г.Краснодаром сократится в 2 раза - с 24 до 12 часов, а перепробеги - на 600 километров.
Высокоскоростная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург - Москва - Казань объединит крупнейшие агломерации европейской части Российской Федерации в зоны 2-часовой доступности.
На Дальнем Востоке ключевым направлением развития международных транспортных коридоров станут:
развитие экспортоориентированной железнодорожной инфраструктуры, в частности поэтапное увеличение провозной способности Восточного полигона до 240-305 млн. тонн по итогам 2035 года в зависимости от сценария;
создание скоростного автодорожного сообщения Хабаровск - Владивосток - Находка, а также развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Приморского и Хабаровского краев;
развитие судоходства на внутренних водных путях как составной части международных транспортных коридоров и подходов к портам;
реализация потенциала коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2".
Важнейшим транспортным проектом Арктической зоны Российской Федерации станет Северный широтный ход, в рамках которого будет обеспечена прямая железнодорожная связь Ямала и Восточной Сибири с портами северо-запада, а также развитие судоходства на реках Сибири для обеспечения подхода к Северному широтному ходу.
Для гармонизации планов развития инфраструктуры Единой опорной сети с инфраструктурой иностранных государств должна быть произведена модернизация и реконструкция пунктов пропуска (в том числе автомобильных и железнодорожных), обслуживающих основные объемы грузо- и пассажиропотоков и работающих в режиме, близком к максимальной пропускной способности.
Оптимизация провозной способности Единой опорной сети и повышение экономической эффективности перевозок потребует развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта в рамках Единой глубоководной системы с модернизацией ключевых судоходных гидротехнических сооружений, создания единого оператора на опорной сети в европейской части Российской Федерации, а также развития инфраструктуры на внутренних водных путях Сибири в целях обеспечения транспортной доступности Арктической зоны Российской Федерации и Крайнего Севера. Наибольшее воздействие на транспортные потоки среди всех проектов на внутреннем водном транспорте окажет создание круглогодичного маршрута с возможностью прохода судов высокой грузоподъемности в направлении Каспий - Азов.
Мероприятия по развитию физической инфраструктуры участков международных транспортных коридоров и оптимизации логистики перевозок будут проводиться одновременно с доработкой нормативной базы, что позволит создать комплекс условий для расширения возможностей экспорта продукции и транзита через территорию Российской Федерации.