Действующий

О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (с изменениями на 6 ноября 2024 года)

Потенциал роста контейнеризации грузов


С 2010 года железнодорожные контейнерные перевозки в Российской Федерации выросли с 2,5 до 5 млн. контейнеров в 20-футовом эквиваленте в 2019 году и до 5,8 млн. в 2020 году, а уровень контейнеризации вырос с 4,2 до 11,4 процента (рассчитывается без учета слабо контейнеризируемых грузов - угля, руд, минеральных строительных материалов). Среднегодовой темп роста составил более 9 процентов. Для сравнения. Грузовые железнодорожные перевозки в период с 2010 по 2019 годы росли со средним темпом 0,5 процента в год.

Тем не менее уровень контейнеризации в Российской Федерации (11,4 процента объемов потенциально контейнеризируемой погрузки в 2020 году) остается ниже, чем в других странах, например, Федеративная Республика Германия - 22 процента, Соединенные Штаты Америки - 18 процентов, Республика Индия - 12 процентов, Китайская Народная Республика - 17 процентов. Такое отставание отчасти объясняется исторически сформировавшейся структурой производства и погрузки в Российской Федерации, тяготеющей к сырьевым грузам и созданию железнодорожной инфраструктуры под них.

Существует возможность повышения уровня контейнеризации в 1,5-2 раза до 16-20 процентов от всего объема потенциально контейнеризуемой погрузки. По отдельным категориям грузов (продукция сельского хозяйства, лесные грузы) контейнеризацию можно повысить в 3-4 раза.

На горизонте до 2035 года факторами, способствующими росту контейнеризации, могут стать:

развитие несырьевых секторов экономики - машиностроения, медицинской промышленности;

увеличение глубины переработки отдельных категорий сырьевых грузов, тяготеющих к контейнерным перевозкам;

развитие сети транспортно-логистических центров и повышение качества комплексных логистических услуг;

реализация мер по увеличению скорости движения контейнерных поездов;

реализация мер по развитию контейнерных перевозок с использованием внутренних водных путей;

реализация потенциала привлечения транзитных грузов.

Таким образом, при сохранении динамики контейнеризации к 2035 году уровень контейнеризации грузов может вырасти с 8,2 процента в 2019 году до 16-20 процентов.