Действующий

О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (с изменениями на 6 ноября 2024 года)

Воздушный транспорт


В 2019-2020 годах в государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации был зарегистрирован 241 аэродром (из них 91 аэродром федерального значения) и 6 вертодромов. Также в Российской Федерации имеется более 2,1 тыс. посадочных площадок. Эта инфраструктура обеспечивает функционирование маршрутной сети воздушных перевозок Российской Федерации.

По состоянию на 2020 год российские авиакомпании эксплуатировали 2212 воздушных судов, в том числе 1293 самолета. В парке самолетов российских авиакомпаний насчитывалось 824 единицы (64 процента парка) зарубежного производства. Средний возраст пассажирских самолетов авиакомпаний составил 14,5 года.

По состоянию на 2020 год российские авиакомпании эксплуатировали 2269 вертолетов. В парке вертолетов российских авиакомпаний насчитывалось 1459 единиц (64 процента парка) российского производства и 810 единиц (36 процентов парка) зарубежного производства. Средний возраст вертолетов авиакомпаний составил 22 года (в том числе возраст вертолетов российского производства - 28 лет, а зарубежного производства - 11 лет).

В 2019 году российскими авиакомпаниями перевезено 128,1 млн. пассажиров, из которых на международных воздушных линиях - 55 млн. пассажиров, а на внутренних воздушных линиях - 73,1 млн. пассажиров. Иностранные авиакомпании обслужили в 2019 году 19,4 млн. пассажиров в российских аэропортах.

В 2020 году в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) количество перевозок пассажиров российскими авиакомпаниями значительно уменьшилось (на 42 процента). Основное сокращение пришлось на сегмент международных воздушных линий (76 процентов). Перевозки на внутренних воздушных линиях сократились на 23 процента.

По итогам 2021 года ожидается полное восстановление перевозок на внутренних воздушных линиях до уровня 2019 года. Восстановление всех видов перевозок зависит от темпов вакцинации в Российской Федерации и в мире, а также от снятия ограничений на международные перевозки. В случае сохранения положительной динамики перевозок, наблюдаемой по итогам 5 месяцев 2021 года, полное восстановление перевозок ожидается уже в 2022-2023 годах. Тем не менее сохраняется неопределенность с дальнейшим прогнозом в силу наличия рисков введения новых ограничений из-за возможного осложнения эпидемиологической обстановки.

В 2019 году российскими авиакомпаниями перевезено 1,15 млн. тонн грузов, из которых 0,84 млн. тонн перевезено в международном сообщении и 0,31 млн. тонн - во внутреннем сообщении. Средняя дальность перевозки грузов воздушным транспортом превысила 6 тыс. километров, средняя дальность международных грузовых перевозок составила 7,1 тыс. километров, внутренних перевозок - 3,2 тыс. километров. На воздушный транспорт приходилось 0,2 процента грузооборота всех видов транспорта (без учета трубопроводного). Несмотря на невысокую долю в грузообороте, этим видом транспорта осуществляются перевозки наиболее критических для экономики и граждан грузов, в том числе запасных частей и компонентов, лекарственных средств и медицинского оборудования.

Объем авиационных работ в 2019 году составил 361 тыс. часов. Авиационные работы (в первую очередь авианаблюдение и аэрофотосъемка) обслуживают такие ключевые отрасли экономики, как здравоохранение, добыча нефти и газа, лесоохрана и сельское хозяйство.