Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью в муниципальных и государственных отдельных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования реализуется посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 99 Закона об образовании установлено, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом:
форм обучения;
типа образовательной организации;
сетевой формы реализации образовательных программ;
образовательных технологий;
специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ;
обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам;
обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся;
иных особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).
В рамках принятых на региональном и муниципальном уровнях решений отдельной общеобразовательной организации предоставляется самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности.
Субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется в целях софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации на создание условий для реализации адаптированных основных общеобразовательных и адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, использованием сетевой формы реализации образовательных программ через обновление материально-технической базы в отдельных общеобразовательных организациях, а именно приобретение:
- оборудования для трудовых мастерских для реализации предметной области "Технология" (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в отдельных образовательных организациях по востребованным на рынке труда профессиям);
- оборудования для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда (диагностические комплексы, коррекционно-развивающие и дидактические средства);
- оборудования для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ;
- оборудования для реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ;
- оборудования для использования ДОТ и сетевой формы реализации адаптированных основных общеобразовательных и адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ.
Расходование средств субсидии на обеспечение содержания и функционирования оборудования (в том числе на приобретение расходных материалов), на Интернет-связь, на ремонтные работы, содержание здания, заработную плату, повышение квалификации и др., является нецелевым расходованием средств.
Средства на указанные цели должны быть предусмотрены дополнительно в бюджете субъекта Российской Федерации.
Также в бюджете субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение по проведению мероприятий по приведению помещений отдельной общеобразовательной организации в соответствие требованиям СанПиН и другим требованиям.
В них должно быть также учтено обязательство отдельной общеобразовательной организации по обеспечению создания современной безбарьерной и здоровьесберегающей среды.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью понимаются:
1) условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, требующие адаптации содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
2) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
3) обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;
4) обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, тьютора, услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков;
5) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3 статьи 79 Закона об образовании).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, который определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов в сфере образования.