Перспективным направлением развития межведомственного взаимодействия здравоохранения и социального обслуживания является совместная работа по выявлению граждан пожилого возраста, имеющих соответствующие гериатрические синдромы и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
В рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации межведомственного взаимодействия, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере социального обслуживания, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья, заключены трехсторонние соглашения между КСП, КЗ и всеми АР о сотрудничестве в целях реализации мероприятий, направленных на улучшение проживающих в детских домах-интернатах, а также детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 01.06.2021.
Указанное соглашение предусматривает следующие направления по реализации социальных гарантий получателей социальных услуг: диспансеризация, профилактические осмотры, диспансерное наблюдение, комплексная гериатрическая оценка, оказание паллиативной помощи, психиатрическая помощь и медицинская реабилитация в связи с установлением инвалидности.
Важным направлением также является обеспечение гарантий получения медицинской помощи получателями социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, обеспечение взаимодействия стационарных организаций социального обслуживания с территориальными амбулаторно-поликлиническими учреждениями. На 01.09.2021 34 поставщиками социальных услуг независимо от формы собственности заключены 78 соглашений.
В целях подготовки к реализации с 2022 года в Санкт-Петербурге СДУ, предусмотренной региональным проектом Санкт-Петербурга "Старшее поколение", и создания эффективных механизмов межведомственного взаимодействия утверждено распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 12.04.2021 N 853-р "О создании межведомственной рабочей группы по вопросам разработки в 2021 году нормативных правовых актов по реализации с 2022 года в Санкт-Петербурге системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами".
Также в Санкт-Петербурге усовершенствован подход к выявлению граждан, нуждающихся в социальном обслуживании С 01.07.2019 в рамках реализации регионального проекта Санкт-Петербурга "Старшее поколение" осуществляет свою деятельность ГКУ "ЦОСО". Деятельность ГКУ "ЦОСО" позволила повысить доступность социального обслуживания горожан, а также обеспечить комплексный подход к нуждам человека по принципу одного окна.
ГКУ "ЦОСО" осуществляет межведомственное взаимодействие с 118 медицинскими организациями, 18 АР, 121 поставщиком социальных услуг, из них 54 (36 государственных организаций и 18 негосударственных организаций) предоставляют социальные услуги гражданам пожилого возраста.
Особую роль в реализации мероприятий по оказанию помощи пожилым играет межведомственное взаимодействие ГКУ "ЦОСО" с медицинскими организациями.
Специалистами службы социальных участковых обеспечено социальное сопровождение в 2020 году 5,0 тыс. человек, имеющих проблемы и находящихся в трудной жизненной ситуации, путем проведения обследования условий их жизни, в том числе с выездом на место проживания, а также путем получения информации и взаимодействия с медицинскими организациями, организациями медико-социальной экспертизы и органами местного самоуправления.
В целях своевременного выявления граждан, нуждающихся в долговременном уходе, на базе ГКУ "ЦОСО" планируется создать координационный центр системы долговременного ухода.
Новая СДУ направлена на переход к выявительному принципу предоставления социального обслуживания, помимо предусмотренного заявительного, за счет использования современных информационных технологий, основанных на межведомственном взаимодействии. В связи с чем стратегическим барьером остается проблема межведомственного информационного обмена о получателях социальных услуг посредством ведомственных информационных систем в сфере социального обслуживания и здравоохранения в части обмена информации о гражданах, нуждающихся в посторонней помощи, и рекомендаций по их медико-социальному сопровождению.
Таким образом, необходимо обеспечить возможность ведомственной информационной системы в сфере социального обслуживания с использованием региональной системы межведомственного электронного взаимодействия Санкт-Петербурга направлять запросы в ведомственную информационную систему по здравоохранению и получать ответы, которые будут содержать сведения о гражданах, нуждающихся в социальном обслуживании и медицинской помощи.