Действующий

Об утверждении методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (с изменениями на 27 апреля 2023 года)

4. Рекомендуемый порядок формирования программы переселения

4.1. Исходя из сформированного перечня аварийных многоквартирных домов, органу местного самоуправления рекомендуется оценить степень готовности муниципального образования к реализации программы переселения (оценить состояние рынка жилья для принятия решения о целесообразности строительства многоквартирных домов, жилых домов, приобретении жилых помещений в многоквартирных либо жилых домах, в том числе в целях последующего предоставления гражданам по договорам найма жилых помещений социального использования, по договорам найма жилых помещений маневренного фонда, приведения жилых помещений в состояние, пригодное для проживания, а также рекомендуется оценить степень готовности земельных участков для строительства жилья, наличие свободных (незаселенных) жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (далее - свободный муниципальный жилищный фонд), возможность формирования территорий под комплексное развитие).

4.2. Органу местного самоуправления рекомендуется провести предварительную работу по выявлению собственников жилых помещений, проживающих в аварийных многоквартирных домах, имеющих иное пригодное для проживания жилое помещение, находящееся в собственности или занимаемое на условиях договора социального найма.

4.3. Органу местного самоуправления рекомендуется провести разъяснительную работу с собственниками жилых помещений, проживающими в аварийных многоквартирных домах, об условиях, сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений, размере возмещения за изымаемые жилые помещения, размере субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений, с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.

4.4. В случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, гражданам рекомендуется разъяснить необходимость доплаты разницы в стоимости жилых помещений, порядок расчета такой доплаты, а также рекомендуется разъяснить порядок предоставления жилого помещения на условиях осуществления гражданами доплаты за предоставляемые жилые помещения.

4.5. В случае, собственник жилого помещения не имеет иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в его собственности или занимаемого им на условиях социального найма, и размер возмещения за изымаемое жилое помещение не превышает разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, рекомендуется разъяснить собственнику жилого помещения его право на получение субсидии в размере такой разницы на приобретение (строительство) жилого помещения, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилого помещения.

4.6. Органу местного самоуправления рекомендуется разъяснить собственникам изымаемых жилых помещений, что в случае наличия у них в собственности нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление им в связи с переселением из таких жилых помещении субсидий осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности граждан и входящих в аварийный жилищный фонд, включенный в программу переселения, рекомендуется предоставлять возмещение за изымаемые жилые помещения.

4.7. На основании информации, полученной в результате проведенной работы с гражданами, оценки рынка жилья, стоимости одного квадратного метра приобретения и строительства жилых помещений, наличия решений (договоров) о КРТ и свободного муниципального жилищного фонда, органу местного самоуправления рекомендуется провести сравнительный анализ и оценку экономической эффективности каждого из способов переселения. Рекомендуемая форма предложения муниципального образования о выбранных способах реализации программы переселения приведена в приложении N 1 к Методическим рекомендациям.

4.8. Уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется осуществлять формирование программы переселения с учетом предложений муниципальных образований о выбранных способах реализации программы переселения.

4.9. В случае, если субъектом Российской Федерации планируется реализация программы переселения в рамках решений (договоров) о КРТ в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органу местного самоуправления рекомендуется:

4.9.1. провести предварительную работу по определению территорий, которые имеют потенциал для развития;

4.9.2. получить протокол общего собрания собственников помещений о включении многоквартирного дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, в соответствии с проектом решения о КРТ;

4.9.3. принять решение о КРТ в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

4.9.4. включить жилые здания, подлежащие расселению в рамках решений (договоров) о КРТ, в адресный перечень жилых зданий, расселяемых в рамках программы переселения;

4.9.5. оценить возможность предоставления субсидий лицам, заключившим договоры о КРТ, на возмещение или оплату расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, в целях реализации решения (договора) о КРТ.

Оценку возможности предоставления субъектом Российской Федерации при реализации программы переселения субсидии лицам, заключившим договоры о КРТ в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации, на возмещение или оплату расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения (договора) о комплексном развитии территории жилой застройки рекомендуется проводить в соответствии с приложением N 8 к Методическим рекомендациям;

4.9.6. оценить объем жилищного строительства по проектам КРТ, который определяется как общая площадь жилых помещений в многоквартирных домах, которые могут быть созданы (построены), исходя из предельных параметров разрешенного строительства на территории, подлежащей КРТ лицом, заключившим договор о КРТ, или юридическим лицом, созданным субъектом Российской Федерации.     

5. Рекомендации по раскрытию информации о программе переселения

 

5.1. Информацию о подготовке и реализации программы переселения рекомендуется доводить до граждан, переселение которых планируется в рамках программы переселения, с использованием всех доступных средств массовой информации, включая:

а) официальные сайты исполнительных и представительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");

б) официальные печатные издания субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) печатные издания, имеющие широкое распространение на территории субъекта Российской Федерации, территориях муниципальных образований;

г) сайты в сети "Интернет" и печатные издания ассоциаций товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, управляющих организаций;

д) телевидение, радио и иные электронные средства массовой информации.

5.2. В случаях отсутствия у муниципального образования официального сайта в сети "Интернет" или средств для финансирования опубликования информации о подготовке и реализации программы переселения в печатных изданиях, на телевидении и радио, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется по запросам органов местного самоуправления размещать такую информацию без взимания платы на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет" и в официальном печатном издании субъекта Российской Федерации и оказывать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации финансовую помощь для подготовки передач и оплаты эфирного времени на каналах организаций теле- и радиовещания, а также для изготовления перетяжек, плакатов, листовок и буклетов информационно-разъяснительного содержания. Органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется организовать на постоянной основе работу справочной службы для разъяснения гражданам целей, условий, критериев и этапов программы переселения, выяснения любых связанных с ее реализацией и возникающих у граждан вопросов по телефону и (или) с использованием почтовых и электронных отправлений.