S/RES/2607 (2021)*
________________
* Переиздано по техническим причинам 22 ноября 2021 года.
РЕЗОЛЮЦИЯ 2607 (2021),
принятая Советом Безопасности на его 8905-м заседании 15 ноября 2021 года
Совет Безопасности,
ссылаясь на все свои предыдущие резолюции и заявления своего Председателя о ситуации в Сомали,
вновь заявляя об уважении суверенитета, территориальной целостности, политической независимости и единства Сомали и обращая особое внимание на важное значение работы по предупреждению дестабилизирующего воздействия на Сомали региональных споров,
приветствуя соглашения, достигнутые между федеральным правительством Сомали и штатами - членами федерации 17 сентября 2020 года и 27 мая 2021 года, настоятельно призывая федеральное правительство Сомали и штаты - члены федерации выполнять эти соглашения и провести мирные, заслуживающие доверия и инклюзивные выборы в 2021 году,
считая, что устойчивый прогресс в деле государственного строительства в Сомали не позволит террористическим группировкам, включая "Аш-Шабааб", использовать в своих интересах ситуацию в Сомали, выражая озабоченность по поводу продолжающихся задержек в деле укрепления федеральной системы в Сомали, подчеркивая важность достижения прогресса в реализации национальных приоритетов, в том числе касающихся национальной архитектуры безопасности и Плана Сомали на переходный период (2021 год), девятого национального плана развития, совместно согласованных Основных принципов взаимной подотчетности и достижения согласия по федеральной полиции и судебной системе, налогово-бюджетному федерализму, распределению полномочий и ресурсов и проведению конституционного обзора, с удовлетворением принимая к сведению в этой связи "дорожную карту", согласованную 27 мая 2021 года, и настоятельно призывая федеральное правительство Сомали и штаты - члены федерации безотлагательно выполнить ее,
призывая федеральное правительство Сомали координировать с международными и региональными партнерами свои потребности в развитии своих национальных сил безопасности, отмечая, что для эффективного выполнения своих функций этим силам требуется доступ к оружию и специальному имуществу в соответствии с мерами, предусмотренными в настоящей резолюции,
приветствуя прогресс, достигнутый федеральным правительством Сомали в области управления запасами оружия и боеприпасов, включая принятие Национальной стратегии управления запасами оружия и боеприпасов, настоятельно призывая продолжать работу по кодификации и осуществлению политики управления запасами оружия и боеприпасов, включая разработку основанной на подотчетности системы распределения и отслеживания оружия для всех сомалийских сил безопасности, признавая, что ответственность за эффективное управление запасами оружия и боеприпасов несут федеральное правительство Сомали и штаты - члены федерации, и призывая партнеров Сомали оказывать федеральному правительству Сомали и штатам - членам федерации поддержку в этих усилиях в соответствии с национальной архитектурой безопасности Сомали и ее Планом на переходный период,
осуждая поставки оружия и боеприпасов в Сомали и через ее территорию в нарушение оружейного эмбарго, в особенности в тех случаях, когда их получателем являются "Аш-Шабааб" и стороны, связанные с ИГИЛ, и когда это подрывает суверенитет и территориальную целостность Сомали, как серьезную угрозу миру и стабильности в регионе и осуждая также продолжающиеся незаконные поставки в Сомали оружия, боеприпасов и компонентов для изготовления самодельных взрывных устройств из Йемена,
осуждая террористические нападения, совершаемые группировкой "Аш-Шабааб" в Сомали и за ее пределами, выражая глубокую обеспокоенность по поводу того, что "Аш-Шабааб" продолжает представлять серьезную угрозу миру, безопасности и стабильности в Сомали и регионе, прежде всего в связи с более широким применением этой группировкой самодельных взрывных устройств и использованием ею в своих целях законной финансовой системы, и выражая также глубокую обеспокоенность по поводу сохраняющегося присутствия в Сомали сторон, связанных с организацией "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ, известна также как ДАИШ),
подтверждая необходимость противодействовать всеми средствами, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и международным правом, включая применимые нормы международного права прав человека, международного беженского права и международного гуманитарного права, угрозам международному миру и безопасности, создаваемым террористическими актами,
признавая, что создаваемая "Аш-Шабааб" угроза миру, безопасности и стабильности в Сомали и регионе выходит за рамки обычных военных действий группировки и применяемых ею асимметричных методов ведения войны, выражая серьезную обеспокоенность по поводу способности "Аш-Шабааб" получать доходы, как это документально подтверждено в заключительном докладе Группы экспертов по Сомали ("Группа") (S/2021/849), приветствуя усилия федерального правительства Сомали по укреплению финансового сектора страны в плане выявления и отслеживания рисков отмывания денег и борьбы с финансированием терроризма, отмечая шаги по формированию институционального потенциала, предусмотренные федеральным правительством Сомали в Плане Сомали на переходный период и направленные на наращивание такого потенциала, отмечая важность финансовых услуг для обеспечения экономического будущего Сомали, приветствуя далее усилия федерального правительства Сомали, Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) и Группы по разработке плана по пресечению финансирования "Аш-Шабааб" и настоятельно призывая федеральное правительство Сомали, штаты - члены федерации, сомалийские финансовые учреждения, частный сектор и международное сообщество поддержать этот процесс,
выражая обеспокоенность по поводу продолжающих поступать сообщений о коррупции и нецелевом использовании государственных ресурсов в Сомали, с удовлетворением отмечая усилия федерального правительства Сомали по сокращению масштабов коррупции, включая принятие 21 сентября 2019 года Закона "О борьбе с коррупцией", учреждение Комиссии по борьбе с коррупцией и ратификацию Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, приветствуя достигнутый федеральным правительством Сомали и штатами - членами федерации прогресс в деле повышения эффективности управления государственными финансами и конструктивную работу Центра финансовой отчетности и призывая федеральное правительство Сомали и штаты - члены федерации продолжать усилия, направленные на борьбу с коррупцией и ускорение темпов реформ,
приветствуя меры, принимаемые федеральным правительством Сомали, штатами - членами федерации и государствами - членами Организации Объединенных Наций, в которых имеются рынки сбыта древесного угля, в целях сокращения экспорта древесного угля, настоятельно призывая осуществлять мониторинг и контроль имеющихся запасов древесного угля в пунктах его экспорта, высказываясь за дальнейшую разработку национальной политики Сомали по древесному углю, направленной на развитие экологически устойчивого управления использованием древесного угля в стране в интересах решения проблемы утилизации его запасов,
выражая обеспокоенность по поводу информации о способности "Аш-Шабааб" использовать в своих целях торговлю сахаром и призывая федеральное правительство Сомали, штаты - члены федерации и региональные заинтересованные стороны решить эту проблему,
выражая обеспокоенность по поводу продолжающих поступать сообщений о незаконном и нерегулируемом рыбном промысле в водах, находящихся под юрисдикцией Сомали, отмечая связь между незаконным рыбным промыслом и способностью "Аш-Шабааб" получать доходы, призывая сомалийские власти обеспечить - при поддержке международного сообщества - выдачу лицензий на рыбный промысел согласно соответствующему сомалийскому законодательству и рекомендуя далее федеральному правительству Сомали, штатам - членам федерации и сомалийским властям сотрудничать с УНП ООН, со своими международными партнерами и другими заинтересованными сторонами в целях повышения уровня осведомленности о положении дел в морской акватории и наращивания потенциала в части обеспечения соблюдения установленных требований,
выражая обеспокоенность по поводу ситуации в Галмудуге, вновь подтверждая важность мирного разрешения споров как накануне выборов 2021 года, так и в последующий период и вновь заявляя о важности проведения инклюзивной политики и демократических выборов в целях достижения долгосрочного мира и стабильности в Сомали,
выражая серьезную обеспокоенность по поводу гуманитарной ситуации в Сомали, отмечая комбинированные угрозы, создаваемые наводнениями, засухой, нашествием саранчи, вынужденным перемещением населения и пандемией COVID-19, и осуждая самым решительным образом действия любых сторон, препятствующие безопасной доставке гуманитарной помощи, любое незаконное присвоение или использование не по назначению любых гуманитарных средств или грузов и акты насилия или преследования в отношении гуманитарных работников,
с озабоченностью отмечая сообщения, в том числе Генерального секретаря, в которых документально подтверждается тревожный уровень сексуального и гендерного насилия в Сомали, с озабоченностью отмечая также, что Сомали остается одним из самых смертоносных районов конфликта для детей, как отмечается в докладе Генерального секретаря о детях и вооруженных конфликтах за 2021 год, с озабоченностью отмечая далее значительное число случаев вербовки детей в условиях вооруженного конфликта в нарушение международного права и значительное число их похищений, главным виновником которых по-прежнему является "Аш-Шабааб", и настоятельно призывая власти Сомали еще более активизировать усилия по борьбе с этими "шестью серьезными нарушениями" в отношении детей, указанными Генеральным секретарем, в том числе путем осуществления мер в соответствии с резолюцией 2467 (2019),
вновь заявляя о важном значении инклюзивного диалога и процессов примирения на местах для стабильности в Сомали, подтверждая важность того, чтобы и федеральное правительство Сомали, и штаты - члены федерации вели конструктивный диалог в целях деэскалации напряженности между ними, и подтверждая далее, что успешное и мирное проведение выборов в 2021 году в соответствии с планом и договоренностями может позволить Сомали сместить акцент на урегулирование насущных проблем, включая, в частности, угрозу со стороны "Аш-Шабааб", незаконный оборот оружия и боеприпасов, гуманитарные потребности, наводнения, засуху и пандемию COVID-19, и дать возможность всем сторонам продвигать национальные приоритеты Сомали,
принимая к сведению заключительный доклад Группы, приветствуя расширение сотрудничества между Группой и федеральным правительством Сомали и напоминая, что группы экспертов действуют в соответствии с мандатами Совета Безопасности,
заявляя о своей поддержке федерального правительства Сомали в его усилиях по восстановлению страны, противодействию угрозе терроризма и прекращению незаконного оборота оружия и боеприпасов, заявляя далее о своем намерении обеспечить, чтобы меры, предусмотренные в настоящей резолюции, позволили федеральному правительству Сомали выполнить эти задачи, отмечая, что обстановка в плане безопасности в Сомали все еще диктует необходимость принятия таких мер, включая установление строгого контроля над перемещением оружия, но заявляя при этом, что он будет постоянно держать ситуацию в Сомали в поле своего зрения и что он будет готов провести обзор мер, предусмотренных в настоящей резолюции с точки зрения их соответствия, в том числе на предмет любого их изменения, возможных контрольных показателей, приостановления действия или отмены таких мер, как может потребоваться с учетом достигнутого прогресса и выполнения настоящей резолюции,
ссылаясь на пункты 1-8 резолюции 2444 (2018) и вновь подтверждая, что он будет и далее следить за событиями в области нормализации отношений между Эритреей и Джибути и будет оказывать обеим странам поддержку в добросовестном урегулировании этих вопросов,
подчеркивая, что настоящей резолюцией он преследует цель обеспечения поддержки государственного и мирного строительства в Сомали, в том числе за счет снижения угрозы миру и безопасности со стороны "Аш-Шабааб" и уменьшения дестабилизирующего воздействия деятельности "Аш-Шабааб" в Сомали и регионе, а также за счет поддержки Сомали в проведении реформы сектора безопасности, особенно в области управления запасами оружия и боеприпасов, с помощью мер и механизмов, изложенных в следующих пунктах постановляющей части,
определяя, что ситуация в Сомали продолжает представлять угрозу международному миру и безопасности в регионе,