7.1. Эффективность инвестиций, направляемых на развитие территорий, оценивается при помощи системы показателей, отражающих соотношение затрат и результатов в зависимости от условий реализации программы (источников финансирования, распределения по форме собственности и т.п.).
Определение эффективности инвестиционных программ территории предусматривает оценку различных аспектов вариантов указанной программы:
- экономической эффективности;
- бюджетной эффективности;
- коммерческой эффективности;
- социальной эффективности.
7.2. Оценка эффективности производится для инвестиционных программ в целом и отдельных территорий нарастающим итогом по годам строительства и эксплуатации.
Оценка экономической эффективности инвестиций, направляемых на развитие территории, производится с целью обоснования социально-экономических и градостроительных решений, обусловленных интересами городского (муниципального) хозяйства, отраслей, организаций и предприятий.
Оценка инвестиционных программ производится на основании интегральных показателей, отражающих экономическую эффективность, которую намечается достигнуть в результате ее реализации.
7.3. Сравнение различных вариантов реализации программ осуществляется с помощью интегральных показателей, рассчитанных с учетом дисконтирования.
В общих случаях за коэффициент дисконтирования принимается минимальная норма дохода, ниже которого вложение капитала считается неприемлемым.
В качестве коэффициентов дисконтирования также используется один из показателей:
- уровень ссудного процента;
- доходность определения видов ценных бумаг;
- доходность определенных банковских операций;
- средний уровень рентабельности проектов по данной отрасли.
Выбранный критерий для определения значения коэффициента дисконтирования должен быть обоснован.
7.4. При расчете интегральных показателей экономической эффективности по конкретным территориям города следует учитывать:
- реализацию принципа самоокупаемости капитальных вложений (КВ), финансируемых из городского бюджета или городских внебюджетных фондов за счет использования механизма реинвестирования, позволяющего накапливать необходимые средства для решения новых градостроительных и социальных проблем города (префектур);
- конечные результаты, связанные с застройкой территории (реконструкцией) и последующим функционированием объектов, расположенных на ней;
- ожидаемые социальные и экологические результаты, исходя из совокупного воздействия построенных объектов на здоровье населения;
- прямые финансовые результаты;
- кредиты и займы, в том числе иностранных государств, банков, фирм.
Учитываются также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением инвестиционной программы и касающиеся изменений доходов предприятий и граждан, стоимости земельных участков, зданий и иного недвижимого имущества, а также затраты, связанные с потерей природных ресурсов и имущества из-за аварийных и других чрезвычайных ситуаций.
Социальные, экологические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассчитываются как дополнительные показатели эффективности и учитываются при принятии решения о реализации инвестиционной программы или ее поддержке за счет дополнительного финансирования.
7.5. Оценка бюджетной эффективности осуществляется с целью обоснования бюджетных средств, направляемых на реализацию социально-экономических задач, стоящих перед городом в соответствии с утвержденной программой Правительства Москвы.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления инвестиционного проекта на доходы и расходы городского бюджета.
Основным показателем, отражающим уровень использования бюджетных и внебюджетных фондов города, является бюджетный эффект и бюджетная эффективность.