Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
(с изменениями на 29 октября 2024 года)
Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 328
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 12 ноября 2021 года N 1933)
Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - Программа) разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N ВП-П13-8165.
Программа направлена на объединение усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных компаний на внутреннем и мировом рынках.
Программа разработана в тесной взаимосвязи с государственными программами в других отраслях промышленности и описывает систему мер промышленной политики для гражданских отраслей с низким уровнем участия государства в капитале организаций промышленности. Данный подход предопределяет особенности инструментальных приоритетов Программы и их направленность.
Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, в настоящее время развиваются на базе новых производственных возможностей, созданных в значительной степени при поддержке государства. В большинстве случаев предприятия в этих отраслях формируются на базе современных технологических решений, ориентируются на выпуск конкурентоспособного ассортимента, эффективно конкурируют и кооперируются с международными корпорациями.
Текущее состояние гражданских отраслей российской обрабатывающей промышленности характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Фактически в настоящее время промышленность развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют. Следствием возникшей неоднородности является неустойчивость развития отраслей промышленности и усиление ее структурных диспропорций. Так, темп роста отраслей промышленности в 2020 году колебался от 87,3 процента (спад в автомобилестроении) до 123 процентов (рост в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях), разница между максимальными и минимальными темпами роста в пределах одного года составила 35,7 процентных пункта.
С этой точки зрения замедление темпов роста российской промышленности носит структурный характер и обусловлено неравномерным развитием рынков и организаций промышленности. Соответственно, для решения возникших проблем необходимо диверсифицировать инструменты промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей. В условиях возможного ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и сохранения нестабильности на рынке капитала необходимо фокусировать ресурсы государства на приоритетных направлениях поддержки, избегая распыления средств.
Промышленная политика государства должна быть ориентирована на решение системных проблем, тормозящих выход промышленности на инновационный путь развития. Руководящим принципом промышленной политики должно стать эффективное сглаживание влияния на развитие промышленности рисков всех уровней - глобальных, национальных и отраслевых.
Важным элементом промышленной политики в отраслях с существенным государственным участием было создание интегрированных структур под государственным контролем с целью концентрации мер государственной поддержки на приоритетных проектах и направлениях. Эта работа была в целом завершена с созданием объединенных корпораций, таких как Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".
Выход государства из капитала организаций промышленности, в том числе с использованием таких форм, как публичное размещение акций в Российской Федерации и на международных биржах, будет способствовать интеграции российских организаций промышленности в международные цепочки создания стоимости. Поддержка стратегических инвесторов - лидеров в своих секторах даст возможность привлечь передовые промышленные технологии, необходимые для обновления ассортимента и технологической базы промышленности. В целом выход государства из капитала организаций промышленности приведет к повышению прозрачности при распределении бюджетных средств, а усиление конкуренции за государственный заказ повысит бюджетную эффективность.
Глубокая трансформация промышленности в Российской Федерации происходит на фоне крайне динамичной ситуации в мировом индустриальном секторе (кардинальные перемены как в организации производства на основе современных информационных технологий, так и в технологической и товарной структуре промышленности на основе применения новых материалов). Необходимо создание глобально конкурентоспособного сектора биоэкономики, который наряду с наноиндустрией и информационными технологиями должен стать основой модернизации и построения постиндустриальной экономики.
Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, формирование единого экономического и технологического пространства в рамках Евразийского экономического союза, развитие межрегиональных промышленных кластеров на Дальнем Востоке и в западных регионах Российской Федерации создают новые возможности для организаций промышленности. Вместе с тем интенсивная региональная и технологическая интеграция приводят к росту конкуренции за потребителя и ресурсы, а межгосударственные соглашения ограничивают набор инструментов по поддержке национальных производителей.
В таких условиях дальнейшая подпитка обрабатывающих отраслей финансовыми средствами на ведение текущей деятельности и обеспечение инструментами государственной поддержки с расчетом на медленный рост, постепенную трансформацию и интеграцию в эффективную технологическую среду невозможно. Необходимо стимулировать интенсивный рост, быстрое обновление технологической базы, ориентировать промышленность на создание новых рынков и отраслей, способных участвовать в мировой технологической гонке на равных с ведущими экономиками мира, обеспечить устойчивость российской промышленности за счет формирования "среднего класса" промышленных производств.
Членство Российской Федерации во Всемирной торговой организации требует выстраивания арсенала инструментов государственной поддержки на основе развития институциональных условий, выстраивания системы долгосрочных, устойчивых и предсказуемых мер, направленных на повышение эффективности промышленных предприятий, в том числе на сглаживание колебаний макроэкономических показателей, влияющих на конкурентоспособность экономики. В этом ряду важное значение имеет создание комплекса инструментов государственной поддержки на основе принципов проектного финансирования.
Поддержка промышленности должна формироваться исходя из понимания того факта, что государство не является стационарным и постоянным источником финансирования части текущих и капитальных затрат организаций промышленности. Финансирование должно предоставляться на проектной основе для реализации конкретных целей развития. В среднесрочном периоде доля бюджетного финансирования должна последовательно сокращаться в пользу внебюджетных источников. При увеличении общего объема инвестиций в промышленное производство меры поддержки должны быть конечны, и на определенном этапе отрасли, получившие поддержку государства, должны войти в режим развития на основе рыночных ресурсов и генерации стоимости в эффективно работающих компаниях.
Вышеперечисленные факторы лежат в основе новой структурной промышленной политики, которая позволит наилучшим образом использовать имеющиеся конкурентные преимущества для качественного скачка в развитии отечественной промышленности.
Мировая экономика вплотную приблизилась к началу нового индустриального цикла, реструктуризации всего комплекса отраслей промышленности, сложившегося в основном во второй половине XX века. Трансформация технологической и структурной базы промышленности ("технологическая революция") будет происходить по четырем основным направлениям.