Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями. Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями. Крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляют розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции на оптовых и розничных рынках.
Таким образом, оборот розничной торговли алкогольными напитками за отчетный год рассчитывается по формуле:
, где: (10)
- оборот розничной торговли алкогольными напитками в отчетном году, тысяч рублей;
- оборот розничной торговли алкогольными напитками торгующих организаций в отчетном году, тысяч рублей;
- оборот розничной торговли пивом и пивными напитками индивидуальных предпринимателей в отчетном году, тысяч рублей.
Оборот розничной торговли алкогольными напитками торгующих организаций формируется аналогично алгоритму оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями указанных хозяйствующих субъектов, приведенному в пункте 2 настоящего раздела. Используются соответствующие данные форм федерального статистического обследования NN П-1, П-5(м), 3-ТОРГ(ПМ), ПМ, МП-микро, 1-ТОРГ, 1-конъюнктура. Расчеты производятся по формуле:
, где: (11)
- оборот розничной торговли алкогольными напитками за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;
- оборот розничной торговли алкогольными напитками организаций всех видов деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за отчетный год по субъекту Российской Федерации (по данным форм NN П-1, 1-ТОРГ), тысяч рублей;
- среднегодовой % сокрытия по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, осуществляющим розничную торговлю алкогольными напитками, по субъекту Российской Федерации (по данным формы N 1-конъюнктура);
- оборот розничной торговли алкогольными напитками малых предприятий (за исключением микропредприятий) всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации (по данным форм NN 3-ТОРГ(ПМ), ПМ), тысяч рублей;
- среднегодовой % сокрытия по малым предприятиям (за исключением микропредприятий), осуществляющим розничную торговлю алкогольными напитками по субъекту Российской Федерации (по данным формы N 1-конъюнктура);
- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями микропредприятий всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации (по данным формы N МП(микро), тысяч рублей;
- среднегодовой % сокрытия по микропредприятиям, осуществляющим розничную торговлю алкогольными напитками по субъекту Российской Федерации, по данным формы N 1-конъюнктура. Так как форма N 1-конъюнктура собирается с квартальной периодичностью, то на микропредприятия она не распространяется, следовательно, .
Оборот розничной торговли пивом и пивными напитками индивидуальных предпринимателей в отчетном году определяется расчетным путем по формуле:
, где: (12)
- оборот розничной торговли пивом и пивными напитками индивидуальных предпринимателей в отчетном году, тысяч рублей;
- оборот розничной торговли алкогольными напитками малых предприятий (за исключением микропредприятий) всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации (по данным форм NN 3-ТОРГ(ПМ), ПМ), тысяч рублей;
- соотношение выручки индивидуальных предпринимателей с основным видом деятельности "розничная торговля пивом" с выручкой малых предприятий с основным видом деятельности "розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво", рассчитанное по данным сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства один раз в пять лет (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"), %.