Определения и порядок формирования обобщающих (стоимостных) показателей статистики розничной торговли разработаны с учетом содержания вида деятельности "розничная торговля" в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КПЕС Ред.2), утвержденным приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст.
В соответствии с ОКВЭД2 (класс 47) розничная торговля определяется как деятельность по перепродаже товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. При этом выделяется "торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах" (код ОКВЭД2 47.11), "торговля розничная пищевыми продуктами, напитками, и табачными изделиями в специализированных магазинах" (47.2), "торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией" (47.81), "торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков" (47.9).
Настоящей Методологией устанавливается, что показателем, используемым для целей федерального статистического наблюдения за состоянием розничной торговли продовольственными товарами является оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, в общем виде представляющий собой выручку от реализации указанных товаров.
В оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями включаются:
стоимость товаров, проданных по договорам комиссии (поручения или агентским договорам) по моменту продажи в размере полной стоимости товаров, включая вознаграждение;
стоимость товаров, проданных при помощи информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (интернет-торговля, электронная торговля) по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от формы расчета и времени фактической оплаты товара покупателем;
стоимость товаров, проданных по почте; товары высылаются покупателю, который выбирает их по рекламным объявлениям, каталогам, образцам или другим видам рекламы;
стоимость товаров, проданных через торговые автоматы;
стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
стоимость кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов, а также покупных товаров, которые были проданы организациями общественного питания через свои объекты розничной торговли (магазины, павильоны, палатки и тому подобное);
стоимость проданной порожней тары.
Оборот розничной торговли показывается, включая стоимость стеклянной посуды, проданной вместе с товаром (за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды) или принятой в обмен на товар.
Стоимость пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и тому подобным с последующей оплатой организациям торговли предприятиями, органами социального обеспечения или другим, включается в оборот розничной торговли.
Не включаются в оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями:
стоимость товаров, выданных своим работникам в счет оплаты труда;
стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и тому подобным) и индивидуальным предпринимателям;
стоимость кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов, а также покупных товаров, включенные в меню и проданные в обеденных залах ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров.
Данные об обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями представляют как организации розничной торговли, так и организации других видов деятельности, если они осуществляют продажу приобретенных на стороне товаров (в том числе полученных в соответствии с договором мены) или товаров собственного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе. В случае отсутствия у организации торговых заведений в обороте розничной торговли учитывается реализация населению товаров собственного производства с применением контрольно-кассовой техники (например, со склада).
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.
Для целей мониторинга обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации рассчитывается показатель "оборот розничной торговли продуктами питания", при этом под продуктами питания для целей настоящей методологии понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями формируется по данным форм федерального статистического наблюдения с месячной и годовой периодичностью, оборот розничной торговли продуктами питания является расчетным показателем и формируется с годовой периодичностью.