Цифровая трансформация направлена на решение следующих проблем:
наличие неудобного процесса получения мер социальной защиты (поддержки), связанного со сбором большого количества документов в бумажном виде и долгим ожиданием получения мер социальной защиты (поддержки);
исключение необходимости очного присутствия работника (соискателя) при ознакомлении или подписании кадровых документов;
наличие низкого процента ищущих работу граждан через центры занятости населения и завышенных расходов на содержание устаревших разрозненных информационных систем;
ведение кадрового делопроизводства в бумажном виде, издержки в связи с длительным хранением документов в бумажном виде, наличие высокой вероятности составления некорректных кадровых документов, противоречащих трудовому законодательству;
непринятие последовательных мер по каждому гражданину, находящемуся в тяжелой ситуации, наличие дифференцированных условий взаимодействия с гражданами в субъектах Российской Федерации при назначении одних мер социальной защиты (поддержки).
Вызовами цифровой трансформации являются:
обеспечение возможности предоставления мер социальной поддержки с учетом реальных потребностей граждан (за счет обладания полной информацией о гражданине, включая данные о его доходах и расходах, занятости, жилищных условиях, лицах, находящихся на иждивении и др.);
реализация единых процессов предоставления мер социальной защиты (поддержки) гражданам, в том числе без сбора документов независимо от места проживания гражданина;
снижение административной нагрузки за счет изменения модели взаимодействия с государством (внедрение унифицированных цифровых сервисов, онлайн-информирование и онлайн-консультирование);
обеспечение возможности повышения качества технологических и функциональных решений за счет получения доступа к данным государственных информационных систем;
обеспечение возможности повышения качества собственных сервисов за счет эффективной интеграции с государственными услугами;
обеспечение условий для повышения адресности государственной социальной защиты (поддержки) граждан, оптимизации процесса за счет более полной, оперативной и достоверной информации об их реальных потребностях (нуждаемости);
повышение эффективности планирования и расходования бюджетных средств на социальное обеспечение граждан за счет инвентаризации социальных обязательств федеральных, региональных и муниципальных органов власти, исключения их дублирования, получения полной, оперативной и достоверной информации о получателях мер социальной защиты (поддержки);
повышение мобильности и гибкости системы социального обеспечения за счет создания единой цифровой экосистемы сферы социального обеспечения, что позволит оперативно перенастраивать систему исходя из текущих потребностей и обеспечить ее устойчивость в кризисные моменты;
повышение качества принимаемых решений в сфере социального обеспечения, труда и занятости, сокращение ошибок из-за человеческого фактора, исключение коррупционной составляющей при принятии решений за счет расширенного применения автоматических алгоритмов принятия решений;
обеспечение одинакового высокого уровня качества работы вне зависимости от региона, повышение качества, доступности и комфортности получения услуг, нацеленность на удовлетворение потребностей граждан, работодателей и экономики страны за счет создания и внедрения федеральной системы управления качеством работы органов занятости;
переход от оказания отдельных услуг к комплексному решению проблем, связанных с трудоустройством;
содействие в формировании индивидуальных карьерных траекторий с учетом жизненной ситуации гражданина и потребностей работодателей, в том числе в долгосрочной перспективе;
создание единой точки доступа граждан и работодателей к информационным сервисам в сфере труда и занятости;
обеспечение работы центров занятости населения на всей территории Российской Федерации по единым стандартизированным требованиям к технологии и регламентам работы, помещениям и их оснащению (единый бренд), развитию профессиональных компетенций персонала, системе контроля и оценки качества предоставления государственных услуг в сфере занятости;
обеспечение ведения электронного кадрового документооборота работодателями и работниками;
предоставление возможности отслеживать трудоустройство выпускников образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования по образовательным организациям, региону, специальностям и отраслям;
внедрение проактивного контроля путем создания эталонных процессов в сфере трудовых отношений.
При реализации задач имеется ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
невыполнение в установленный срок работ по созданию и развитию информационных систем;
несогласование в установленный срок нормативных правовых актов;
недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления;