В условиях энергоперехода в инерционном сценарии ожидается падение энергетического экспорта начиная с 2030 года (в среднем за 2031-2050 годы - 2,8 процента в реальном выражении), которое не компенсируется расширением неэнергетического экспорта. С учетом роста импорта динамика чистого экспорта будет оказывать основное сдерживающее влияние на валовый внутренний продукт: среднегодовой темп роста в 2031-2050 годах составит 1,5 процента, а к концу прогнозного горизонта опустится до уровня около 1 процента.
В этих условиях темпы роста внутреннего спроса также находятся на невысоком уровне: реальные располагаемые денежные доходы населения растут средним темпом 1,2 процента в год, инвестиции в основной капитал - темпом 1,9 процента в год.
Меры по ограничению выбросов парниковых газов, содержащиеся в инерционном сценарии, в полной мере не создают стимулов для компаний по переходу на низкоуглеродные технологии: отсутствуют механизмы стимулирования подобной деятельности со стороны государства и институциональных инвесторов, включая механизмы приведения финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата.
Инерционный сценарий не отвечает на вызовы, связанные со снижением мирового спроса на углеводороды и углеродоемкие товары.
Таким образом, траектория развития экономики в рамках инерционного сценария сопряжена со следующими значительными рисками:
снижение бюджетных доходов в результате сокращения энергетического экспорта;
потеря доли в мировом валовом внутреннем продукте, отставание в технологическом развитии;
исчерпание возможностей экспортно-сырьевой модели развития;
отставание в разработке и внедрении перспективных технологий (включая развитие "зеленых" технологий) в области энергосбережения и снижения материалоемкости;
ухудшение условий привлечения долгового финансирования, снижение объема инвестиций, отток капитала;
потенциальные риски оттока человеческого капитала;
ухудшение показателей занятости;
медленный рост располагаемых доходов населения.
С учетом изложенного инерционный сценарий не рассматривается в качестве основного. В целях выполнения задачи, поставленной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г., и минимизации указанных рисков в качестве основного предлагается рассматривать целевой (интенсивный) сценарий.