Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года

1. Общее описание сценария


Ключевой задачей целевого (интенсивного) сценария является обеспечение глобальной конкурентоспособности и устойчивого экономического роста Российской Федерации в условиях глобального энергоперехода.

Целевой (интенсивный) сценарий обеспечивает взаимную увязку целей международной климатической повестки по снижению выбросов парниковых газов, экономических возможностей страны по переходу на технологии с низким уровнем выбросов парниковых газов и обеспечение национальных интересов социально-экономического развития. Заложенные в Стратегию основные параметры обновления инфраструктуры до 2024-2026 годов уже определены и включены в государственные программы и национальные проекты. Предусмотренные целевым (интенсивным) сценарием дополнительные меры по снижению выбросов отбирались по принципу окупаемости инвестиций в них.

Целевой (интенсивный) сценарий рассматривает меры политики в области технического регулирования, финансовой и налоговой политики, направленные на снижение антропогенных выбросов парниковых газов, в качестве дополнительного драйвера технологического обновления экономики. При выборе указанных мер (например, углеродного ценообразования, системы квотирования выбросов парниковых газов, внедрения нормативных требований по обязательному применению и стимулированию внедрения технологий с низкими показателями выбросов парниковых газов и высокими показателями энергетической и ресурсной эффективности, корректировки налога на добычу полезных ископаемых и иных налогов и сборов и т.д.) применительно к наиболее неэффективным углеродоемким отраслям экономики будут учитываться оценка социально-экономических последствий их реализации, а также результаты экспериментов по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации.

Реализация региональных экспериментов по установлению углеродного регулирования позволит определить эффективность механизмов квотирования выбросов парниковых газов.

Дополнительные возможности связаны с реализацией "зеленых" проектов. В случае соответствия таких проектов установленным на национальном уровне критериям для их реализации станет возможным привлечение финансирования через специальные облигации и займы. Внедрение стандартов системы валидации и верификации климатических проектов и верификации углеродной отчетности также предусмотрено целевым (интенсивным) сценарием.

Еще одним инструментом регулирования выбросов парниковых газов, внедрение которого значимо для реализация целевого (интенсивного) сценария, являются сертификаты происхождения энергии по факту производства электроэнергии на безуглеродных генерирующих объектах и генерирующих объектах с низким уровнем выбросов парниковых газов, которые удостоверяют права, обусловленные позитивными экологическими и социальными эффектами, созданными в ходе генерации: сокращение выбросов и уменьшение объема отходов, снижение вреда окружающей среде и здоровью людей.

Развитие системы публичной нефинансовой отчетности является эффективным механизмом обеспечения информационной открытости компании, что повышает доверие к ней и привлекает крупных инвесторов, а также служит условием листинга на биржах по всему миру. Публичная нефинансовая отчетность разрабатывается с учетом ключевых характеристик оценки устойчивости деятельности компаний в контексте климатических, социальных и управленческих рисков. Справедливая оценка рисков, а также раскрытие материальной составляющей риска и наступивших последствий являются крайне важными для обеспечения комплексной устойчивости.

Целевой (интенсивный) сценарий разработан исходя из предпосылок того, что между странами - членами Парижского соглашения будут достигнуты следующие договоренности:

возможность каждой страны самостоятельно определять траекторию сокращений и национальный вклад в коллективную цель;

технологическая нейтральность мер (недискриминация результатов сокращений и поглощений, в том числе от проектов в атомной и гидроэнергетике);

взаимное признание необходимости совершенствования оценок поглощающей способности управляемых экосистем;

обеспечение соответствия международным стандартам российского климатического регулирования, включая таксономию, сертификаты происхождения электрической энергии и систему верификации результатов "зеленых" проектов;

основой для повышения амбиций, определяемых на национальном уровне вкладов в реализацию Парижского соглашения, является развитие глобальной системы "зеленого" финансирования, содействующей реализации "зеленых" проектов и инвестициям в развитие с низким уровнем выбросов парниковых газов и адаптацию к изменениям климата (это направление следует вывести из-под санкций);

механизмы статьи 6 Парижского соглашения обеспечивают универсальные правила выпуска и соответствие международным стандартам углеродных единиц от добровольных климатических проектов и других единиц сокращения выбросов парниковых газов. Появление таких недискриминационных условий позволит реализовывать наиболее эффективные климатические проекты, а также обеспечит поддержку устойчивого спроса на углеродные единицы.