Появление в ряде юрисдикций систем углеродного регулирования является значимым фактором, определяющим конкурентоспособность на рынках углеродоемкой продукции. Потенциальное распространение этого регулирования на международную торговлю может повлечь нарушение права Всемирной торговой организации и Рамочной конвенции.
По оценке Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде, с 2008 по 2018 год масса антропогенных выбросов парниковых газов в мире ежегодно увеличивалась на 1,5 процента и в 2018 году достигла 55 млрд. тонн эквивалента углекислого газа. При этом около 80 процентов эмиссии приходится на долю стран "Группы двадцати". По сравнению с 1990 годом масса глобальных выбросов парниковых газов увеличилась на 40-50 процентов. Основной вклад в увеличение выбросов парниковых газов вносят развивающиеся страны, выбросы которых по сравнению с 1990 годом увеличились в 2-4 раза.
Наиболее значимый вклад в глобальные антропогенные выбросы парниковых газов вносят Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки, Европейский союз, Индия, Российская Федерация, Япония, Бразилия и Индонезия. Вклад каждого из остальных эмитентов не превышает 2 процента глобальной эмиссии, но суммарно на их долю приходится 43 процента глобальной эмиссии. По показателю кумулятивного прироста ежегодных выбросов парниковых газов относительно уровня 1990 года лидируют Китайская Народная Республика, Индия, Соединенные Штаты Америки и Канада, по показателю снижения - Российская Федерация, Европейский союз и Великобритания. Кумулятивное сокращение ежегодных выбросов парниковых газов отдельными государствами и наднациональными объединениями в планетарном масштабе в значительной степени компенсировало рост выбросов парниковых газов в развивающихся странах и ряде развитых стран, что позволило замедлить темпы глобального потепления. В качестве национального вклада в глобальное реагирование на угрозу изменения климата страны заявляют целевые показатели ограничения выбросов парниковых газов. При этом более 60 стран заявили о цели достижения баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением (далее - "углеродная нейтральность") к 2050-2060 годам и ранее (Великобритания, государства - члены Европейского союза, Соединенные Штаты Америки, Китайская Народная Республика, Япония и др.).
Все большее число транснациональных корпораций участвуют в различных инициативах, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, увеличение потребления возобновляемой энергии, повышение энергетической эффективности и содействие устойчивому развитию. Ряд крупных корпораций принял собственные стратегии развития с низким уровнем выбросов парниковых газов, в которых обозначены амбициозные планы по достижению "углеродной нейтральности" к 2050 году и ранее.
По оценке Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН Хабитат), до 70 процентов глобальных антропогенных выбросов парниковых газов приходится на города. В связи с этим ряд городов реализует собственные климатические стратегии и планы, включающие в числе прочего стремление достичь "углеродной нейтральности". О намерении достичь "углеродной нейтральности" к 2050 году в настоящее время объявили более 100 городов, отдельные города планируют достичь "углеродной нейтральности" к 2025-2040 годам (Стокгольм, Хельсинки, Копенгаген и другие). Есть также климатические инициативы, в которых участвуют российские города (например, в Глобальном пакте мэров по климату и энергетике участвуют города Москва и Ростов-на-Дону).
По оценкам Всемирного банка, по состоянию на 1 апреля 2021 г. специальными мерами регулирования охвачено порядка 21 процента мировых эмиссий парниковых газов. Основными формами регулирования являются системы квотирования выбросов парниковых газов и системы углеродных налогов и сборов, в отдельных странах отмечаются также смешанные формы регулирования на национальном и региональном уровнях.
Для защиты национальных рынков планируются разного рода запреты на продажу (использование) углеродоемкой продукции. Так, отдельными странами объявлены планы по введению технических стандартов, ограничивающих уровень выбросов парниковых газов для автомобилей, что может привести к сокращению использования двигателей внутреннего сгорания (Норвегия, Дания, Великобритания, Испания, Франция, Китай, Германия). Одной из форм национального регулирования также является маркировка продукции в соответствии с национальными критериями экологической и энергетической эффективности (включая маркировку по уровню углеродного следа). Маркировка продукции может способствовать продвижению продукции, имеющей низкий углеродный след, а также систематизации информации об углеродном следе продукции на национальном рынке.
Наднациональные меры по регулированию или сдерживанию роста выбросов парниковых газов принимаются также в рамках мандата международных организаций и наднациональных объединений. Так, авиационные перевозки с 2012 года включены в Европейскую систему торговли квотами. Международной организацией гражданской авиации принята и внедряется система компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации. В рамках Международной морской организации для морских судов установлены нормативы выбросов парниковых газов и формируется база данных по выбросам парниковых газов от морских международных перевозок.
В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) и на других международных площадках рассматриваются различные инициативы по созданию многосторонних механизмов климатического регулирования. С 2021 года Российская Федерация принимает участие в Международной программе действий по климату ОЭСР.
В рамках "Зеленого курса" Европейского союза предусматривается появление пограничного корректирующего углеродного механизма в отношении импорта углеродоемкой продукции, предусматривающего взимание дополнительного сбора с товаров в зависимости от объема удельных выбросов парниковых газов при их производстве. Планируется расширение действия Европейской системы торговли квотами на выбросы парниковых газов на новые сектора, а также отказ от бесплатных разрешений на выбросы парниковых газов для авиации.
Приведение финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата, является одной из 3 глобальных целей Парижского соглашения. В этой связи все большее распространение приобретают механизмы устойчивого, в том числе "зеленого" финансирования, которые ориентированы на принципы экологической, социальной и управленческой ответственности.
За последние 8 лет общий размер активов инвесторов в мире, учитывающих принципы экологической, социальной и управленческой ответственности, увеличился в 3 раза и достиг 40 трлн. долларов США. Скорость роста фондов "зеленых" облигаций за последние 3 года составляет в среднем 50 процентов в год. К концу 2020 года только общий объем мирового рынка этих облигаций достиг 1 трлн. долларов США.
Учитывая международную значимость климатической повестки, необходимость обеспечения энергоперехода, снижения объемов выбросов в атмосферу парниковых газов, а также широкий охват глобальной климатической политики, создающий дополнительные риски для российской экономики, первостепенную важность приобретает создание стимулов и условий для переориентации потоков капитала на финансирование устойчивого экологического, социального и экономического развития страны, а также адаптации участников финансового рынка к новым видам рисков при переходе к экономике устойчивого развития, в том числе к экономике с низким уровнем выбросов парниковых газов.
Необходимо обеспечить соответствие международным стандартам российских подходов к определению и верификации устойчивых, в том числе "зеленых", проектов. Важная роль в углеродоемких секторах производства отводится таксономии переходных проектов, которая ориентирована на проекты с высоким экологическим эффектом. Наличие собственной системы критериев и верификации устойчивых и переходных "зеленых" проектов позволит существенно расширить круг потенциальных инвесторов таких проектов и обеспечить доступ к более дешевому финансированию, а также избежать рисков неправомерного отнесения продукции к категории "зеленой" и сделать рынок новых финансовых инструментов максимально прозрачным.
В рамках устойчивого развития важным направлением является учет экологических, социальных и управленческих факторов в бизнес-стратегиях и риск-менеджменте финансовых организаций. Проведение мягкой политики по стимулированию финансового сектора к размеру минимальной доли "зеленых" финансовых инструментов в инвестиционных портфелях позволит выстроить качественную систему управления рисками на всех уровнях экономики и обеспечить стабильность финансовой системы с учетом климатических рисков.