По оценке Межправительственной группы экспертов по изменению климата, начиная с 1970-х годов в мире наблюдается глобальное изменение климатических условий, которое проявляется в росте температуры и связано с увеличением концентрации парниковых газов в атмосфере. По состоянию на 2020 год глобальная средняя приземная температура воздуха на 1,1 градуса Цельсия превысила доиндустриальный уровень 1850-1900 годов.
Наблюдаемое в настоящее время и ожидаемое в перспективе изменение климата сопряжено с повсеместными и необратимыми последствиями для антропогенных и естественных систем, а также несет риски обеспечения безопасности и устойчивого развития. Для минимизации этих рисков необходима адаптация сфер государственного управления, отраслей экономики и региональной инфраструктуры к меняющимся климатическим условиям.
Международное сообщество признает, что изменение климата Земли и его неблагоприятные последствия являются предметом общей озабоченности человечества. В результате антропогенной деятельности произошло существенное увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере, что усилило естественный парниковый эффект, повлекший дополнительное потепление поверхности и атмосферы Земли и неблагоприятное воздействие на экосистемы и человечество.
Для стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который бы не допускал опасного антропогенного воздействия на климатическую систему, была принята Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (заключена в г.Нью-Йорке 9 мая 1992 г.) (далее - Рамочная конвенция), которая в настоящее время является правовой основой международного взаимодействия по вопросам изменения климата.
В развитие Рамочной конвенции 11 декабря 1997 г. в г.Киото был принят Киотский протокол к Рамочной конвенции, обязывающий стороны Киотского протокола, которые включены в приложение В к этому протоколу, ограничить или сократить выбросы парниковых газов в первом периоде действия обязательств с 2008 по 2012 годы, а для сторон Дохийской поправки к Киотскому протоколу - во втором периоде, с 2013 по 2020 годы. Количественные обязательства участвующих государств по ограничению или сокращению выбросов парниковых газов были определены, как правило, относительно базового 1990 года.
В целях активизации международных усилий по достижению конечной цели Рамочной конвенции после 2020 года на Конференции Сторон Рамочной конвенции 12 декабря 2015 г. было принято Парижское соглашение по климату (далее - Парижское соглашение). Парижское соглашение устанавливает долгосрочную температурную цель, которая заключается в удержании прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных уровней и приложении усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 градуса Цельсия, признавая, что это значительно сократит риски и воздействия изменения климата.
Российская Федерация является стороной Рамочной конвенции (Федеральный закон "О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата"), Киотского протокола (Федеральный закон "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата") и Парижского соглашения (постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. N 1228 "О принятии Парижского соглашения").
В соответствии с приложением I к Рамочной конвенции Российская Федерация отнесена к числу стран, в которых происходит процесс перехода к рыночной экономике. Для таких стран предоставление финансовой и иной помощи развивающимся странам носит добровольный характер. Российская Федерация участвовала в реализации первого периода действия Киотского протокола, в рамках которого перевыполнила взятые на себя обязательства по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов.
Парижское соглашение не содержит количественных целей по сокращению или ограничению выбросов парниковых газов. При этом страны - участницы Парижского соглашения сообщают о своем определяемом на национальном уровне вкладе в реализацию Парижского соглашения, который может содержать такие цели. Для достижения целей Парижского соглашения Российская Федерация заявила в 2020 году о своем первом определяемом на национальном уровне вкладе в реализацию Парижского соглашения и опубликовала первое сообщение по адаптации к изменениям климата (размещены на официальном сайте Рамочной конвенции).
Скорость потепления климата на территории Российской Федерации выше среднемировой, что обусловлено особенностями географического положения и климата. Среднегодовые температуры растут во всех физико-географических регионах и федеральных округах. Наибольшая скорость роста среднегодовой температуры отмечается на побережье Северного Ледовитого океана.
Воздействие изменения климата имеет комплексный характер и создает значительные риски, прежде всего для населения, национальной инфраструктуры и климатозависимых отраслей экономики. К числу наиболее значимых относятся риски экстремальных погодных явлений (например, масштабные наводнения или засушливые явления), риски совместного неблагоприятного воздействия (например, высокая температура и высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха) и риски деградации различных экосистем в результате изменения термического и влажностного режима (например, деградация многолетнемерзлых грунтов и горного оледенения, ускоренное старение зданий).
В силу значительной территории и многообразия природно-климатических условий изменение климата создает для Российской Федерации также новые возможности, в том числе такие, как увеличение периода навигации в акватории Северного морского пути, сокращение продолжительности отопительного периода, рост продуктивности растениеводства и поглощающей способности управляемых экосистем.
Для реализации международных климатических соглашений на наднациональном, национальном и субнациональном уровнях используются различные меры политики, стимулирующие в числе прочего технологический переход мировой энергетики от генерации на основе углеводородного сырья и других видов топлива к безуглеродным энергоресурсам и энергоресурсам с низким уровнем выбросов парниковых газов (далее - глобальный энергопереход). Глобальный энергопереход формирует новые тренды для устойчивого развития мировой энергетики и экономики и определяет новые вызовы для стран - экспортеров углеводородного сырья, связанные со снижением спроса на это сырье. В то же время активизация климатической повестки создает предпосылки для появления в мировой экономике новых рынков.