Изменения, которые вносятся в Государственную программу эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
1. Паспорт заменить текстом следующего содержания:
"СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
в сфере реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
I. Характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса в части вовлеченности земель сельскохозяйственного назначения в оборот и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
На сегодняшний день в агропромышленном комплексе сложилась следующая ситуация.
1. В отношении земель сельскохозяйственного назначения.
За период с 2010 по 2020 годы в Российской Федерации произошло сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения с 400 млн. гектаров до 382,4 млн. гектаров, то есть на 17,6 млн. гектаров, или на 4,6 процента. Результаты анализа двустороннего процесса ввода и вывода пахотных земель свидетельствуют о том, что за 2020 год по сравнению с 2019 годом площадь земель сельскохозяйственного назначения (пашни) увеличилась на 736,6 тыс. гектаров. По состоянию на 1 января 2021 г., по данным субъектов Российской Федерации, из имеющихся земель сельскохозяйственного назначения неиспользуемыми остаются около 19,4 млн. гектаров пашни (5,1 процента общей площади земель сельскохозяйственного назначения в стране).
Критическим фактором, в значительной мере повлиявшим на увеличение площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, стала реорганизация коллективных хозяйств, заключающаяся в выдаче земельных паев бывшим сотрудникам таких хозяйств. Следствием этого процесса становится большое количество невостребованных земельных долей, выбывших из сельскохозяйственного оборота. В 2020 году количество невостребованных земельных долей, по данным субъектов Российской Федерации, достигает 1,5 млн. единиц, их площадь - 14,2 млн. гектаров, что составляет 31,6 процента всей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в стране (43,4 процента неиспользуемых сельскохозяйственных угодий).
Кроме того, значительным является объем земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена (из 254,1 млн. гектаров на 1 января 2021 г. разграничено лишь 33,5 млн. гектаров, или 13 процентов).
В 2020 году в структуре форм собственности не происходит значительных изменений. Большая часть земель остается в государственной собственности, причем значительная часть таких земель не разграничена (220,6 млн. гектаров, или 57,7 процента общей площади земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности).
Выбывшие из сельскохозяйственного оборота земли деградируют. Фактически вновь возникают ранее решенные проблемы чересполосицы, вкрапливаний, вклиниваний. Как следствие, на таких землях сельскохозяйственные товаропроизводители недополучают существенный объем продукции растениеводства.
Интенсивность использования находящихся в обороте земель сельскохозяйственного назначения постоянно увеличивается, что также создает риск достижения предела роста производства сельскохозяйственной продукции, для минимизации которого требуются, с одной стороны, целенаправленные усилия по сохранению и повышению плодородия почв, а с другой стороны - вовлечение в оборот новых земель сельскохозяйственного назначения.
При этом с 1997 года не осуществляется качественная оценка продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, не проводится комплексная внутрихозяйственная оценка земель по плодородию, местоположению и технологическим свойствам земельных участков. Не выполняется оценка состава земель сельскохозяйственного назначения не только по формам собственности, но и по угодьям, степени проявления процессов деградации (водной эрозии, дефляции, засоления и др.), культуртехническому состоянию.
Назревает необходимость формирования достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах земель сельскохозяйственного назначения, а также о количественных и качественных характеристиках сельскохозяйственных угодий, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, с последующим внесением сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.
2. В мелиоративной отрасли.
По состоянию на 1 января 2021 г. мелиоративный фонд Российской Федерации составляет 9,47 млн. гектаров, из которых:
4,69 млн. гектаров - орошаемые земли, из которых в сельскохозяйственном производстве фактически используются 3,96 млн. гектаров;
4,78 млн. гектаров - осушенные земли, из которых в сельскохозяйственном обороте используются 3,24 млн. гектаров.
В ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и оперативном управлении учреждений по мелиорации земель находятся 38,5 тыс. сооружений федеральной собственности, включая 30,9 тыс. гидротехнических сооружений, в том числе сооружений 280 водохранилищ, 200 прудов, 38,7 тыс. километров водоподводящих и сбросных каналов, 3,2 тыс. километров защитных дамб и др.;
450 гидротехнических сооружений (плотины водохранилищ, гидроузлы, защитные дамбы) относятся к опасным объектам, эксплуатация которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений".
На мелиорированных землях, занимающих 7,9 процента площади всех пахотных земель, производится до 50 процентов овощной, бахчевой продукции и картофеля, весь объем риса, около 20 процентов кормов для животноводства, а также другие виды продукции.
Для улучшения условий сельскохозяйственного производства на мелиорированных землях необходимо решение задач, связанных с приведением гидротехнических сооружений в нормативно-техническое состояние, обеспечением их безопасной эксплуатации и недопущением аварийных ситуаций, соблюдением требований природоохранного законодательства, которые включают внедрение новых технологий и техники для ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративных системах и очистки каналов за счет повышения уровня материально-технического обеспечения подведомственных учреждений, организацию рационального водопользования и водораспределения, проведение противопаводковых мероприятий, расчистку мелиоративных каналов. Особое внимание следует уделять улучшению технического состояния опасных при паводковой ситуации сооружений.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации
Приоритеты и цели государственной политики, а также общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации сформулированы в следующих основополагающих документах: