Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 552

11.2.1. Характеристика системы транспортного обслуживания населения наземным городским пассажирским транспортом Санкт-Петербурга


Наземный ГПТ Санкт-Петербурга включает сети трамвайных, троллейбусных и автобусных маршрутов. Пассажирские перевозки между Санкт-Петербургом, городами-спутниками и в пригородном сообщении осуществляются автобусными маршрутами.

По договорам с Комитетом по транспорту маршрутная сеть наземного городского и пригородного транспорта обслуживается 19 транспортными компаниями, из которых две государственные - ГУП "Пассажиравтотранс", обслуживающее на 01.01.2021 159 автобусных маршрутов, и ГУП "Горэлектротранс", обслуживающее маршруты городского электрического транспорта.

По состоянию на 01.01.2021 маршрутная сеть трамвая включает 42 маршрута, маршрутная сеть троллейбуса - 46 маршрутов, сеть социальных автобусных маршрутов ГУП "Пассажиравтотранс" - 125 маршрутов. Маршрутная сеть, обслуживаемая негосударственными перевозчиками, - 493 автобусных маршрута, включая социальные маршруты. С 1 сентября 2019 года началось осуществление пассажирского трамвайного движения негосударственным перевозчиком "Транспортная концессионная компания" на четырех маршрутах.

Средний суточный выпуск подвижного состава в рабочие дни на социальные маршруты в 2020 году составлял: трамваев - 602 единицы подвижного состава, троллейбусов - 507 машин, автобусов - 2150 ед. (без учета коммерческих маршрутов).

Объем выполненной в 2020 году транспортной работы составил 214,8 млн.км, в том числе городским электрическим транспортом 60,2 млн.км, автобусным транспортом 154,6 млн.км. В то же время остается характерной для многих маршрутов наземного городского пассажирского транспорта Санкт-Петербурга низкая регулярность движения в пиковые часы суток, причиной которой являются задержки рейсов в транспортных заторах при движении в общем потоке.

По состоянию на 01.01.2021 из 125 социальных маршрутов, обслуживаемых государственными перевозчиками и работающих по интервалу, только 48 имеют в утренний пиковый период менее 10 минут. Средняя эксплуатационная скорость, по данным 2020 года, составляет: для трамвая - 13,3 км/час, для троллейбуса - 13,5 км/час, для автобуса ГУП "Пассажиравтотранс" на социальных маршрутах - 14,86 км/час.

Подвижной состав ГУП "Пассажиравтотранс" по состоянию на 03.01.2021 (2129 ед. линейного подвижного состава, из них 164 ед. на газомоторном топливе) характеризуется следующими параметрами: средний эксплуатационный возраст - 6,7 лет, доля низкопольных машин - 95,1 процента, все машины оснащены двигателями экологического класса не ниже ЕВРО-3.

Парк троллейбусов (687 ед. подвижного состава) по состоянию на 01.01.2021 характеризуется средним эксплуатационным возрастом в 11,2 года (62,5 процента от общего числа машин полностью амортизировано в соответствии со сроками полезного использования), а доля низкопольных машин составляет 81 процент. Начиная с 2008 года обновление парка троллейбусов ведется за счет приобретения низкопольных машин с современным информационным оборудованием.

Парк трамваев (768 вагонов) обновляется чрезвычайно медленно. По состоянию на 01.01.2021 средний эксплуатационный возраст составляет 16,1 лет (57,2 процента от общего числа вагонов полностью амортизировано в соответствии со сроком полезного использования). Преобладают высокопольные вагоны (62 процента). Парк трамвайных вагонов нуждается в интенсивном обновлении за счет закупки современного подвижного состава. Модернизация вагонов устаревших конструкций, выполняемая силами ГУП "Горэлектротранс", позволяет поддерживать заданный уровень транспортной работы, но недостаточно обеспечивает повышение доступности и комфортности перевозок.

В общей сложности социальный наземный городской и пригородный автобусный транспорт перевозит около 750 млн. пассажиров в год.

Перевозки городским электрическим транспортом и на социальных маршрутах автобуса субсидируются бюджетом Санкт-Петербурга. В 2020 году общая сумма субсидий составила 23038,5 млн.руб. Между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью действует продлеваемое каждые три года соглашение по перевозке пассажирским транспортом общего пользования жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области (в части, касающейся граждан, имеющих льготы по оплате проезда). В 2020 году за счет бюджета Санкт-Петербурга обеспечено субсидирование 4227364 поездок.