Основными принципами и направлениями развития и размещения объектов инфраструктуры воздушного транспорта являются обеспечение развития гражданской авиации общего назначения и деловой авиации как ее составляющей, формирование системы вертолетного сообщения, в том числе в целях обеспечения деятельности оперативных спасательных, медицинских и правоохранительных служб и в коммерческих целях.
Аэропорт "Пулково" - главный грузопассажирский аэропорт Северо-Западного федерального округа, важное звено мультимодального транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, системообразующий элемент авиационного узла Санкт-Петербурга. С 2010 по 2014 годы после завершения реконструкции и модернизации инфраструктуры аэропорта наблюдался стабильный рост пассажиропотока в среднем на 1,5 млн. человек ежегодно (до 14,2 млн. в 2014 году).
В 2015-2016 годах с учетом внешнеполитических событий и общеотраслевого спада пассажиропоток снизился (до 13,2 млн. человек в 2015 г., 13,4 млн. в 2016 г.). 2017-2019 годы показали устойчивый рост пассажиропотока (2017 г. - 16,1 млн., 2018 г. - 18,1 млн., 2019 г. - 19,5 млн.).
Стимулирование развития региональной авиации является одним из условий улучшения функционирования аэропорта "Пулково". Пассажиропоток на внутренних воздушных линиях играет определяющую роль в формировании общего пассажиропотока в аэропорту и является одним из основных условий расширения его маршрутной сети. Развитие внутреннего пассажиропотока стало возможным благодаря существенной государственной поддержке на федеральном уровне.
С 2014 года в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети" предоставляются субсидии из федерального бюджета на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации для развития внутренней маршрутной сети. Общий объем субсидий - 3,5 млрд руб. ежегодно. Предоставление субсидий авиаперевозчикам на возмещение недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации позволит повысить мобильность населения Санкт-Петербурга и регионов, улучшить транспортную доступность Санкт-Петербурга для других субъектов Российской Федерации, создать условия для расширения маршрутной сети и увеличения пассажиропотока аэропорта "Пулково", способствует оживлению отрасли и развитию смежных областей экономики, развитию туризма, повышению деловой активности, укреплению связей между регионами.
С 2016 года вертолетами государственной и гражданской авиации эксплуатируются четыре посадочные площадки, расположенные на территориях медицинских учреждений Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская больница N 1" и государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт им.И.И.Джанелидзе", Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения "Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы" и Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения "Городская Александровская больница". Данные посадочные площадки оснащены светосигнальным оборудованием и способны к приему (выпуску) воздушных судов днем, ночью, в простых и сложных метеорологических условиях при установленном минимуме погоды для обеспечения экстренной доставки больных и пострадавших в учреждения здравоохранения. В целях расширения городской сети посадочных площадок санитарно-авиационной направленности в 2021-2022 годах планируется провести работы по созданию новой посадочной площадки для вертолетов, расположенной на территории Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 40 Курортного района".
В целях обеспечения устойчивого развития и контроля в рамках деятельности авиации общего назначения в Санкт-Петербурге выполняются следующие основополагающие задачи:
- обеспечение сохранения и развития существующих аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, расположенных в административных границах Санкт-Петербурга;
- расширение сферы применения авиации общего назначения за счет ее привлечения к решению общественно значимых задач (на добровольной основе);
- обеспечение мониторинга использования воздушного пространства над Санкт-Петербургом на высотах ниже 450 м.