Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 февраля 2013 года Дело N А51-21151/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 04 февраля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2013 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю,

апелляционное производство № 05АП-11718/2012

на решение от 21.11.2012 года

судьи Ю.А. Тимофеевой

по делу № А51-21151/2012 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евро-Азиатское инвестиционное агентство» (ИНН 2538064950, ОГРН 1022501897560, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.09.2002)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю (ИНН 2543000014, ОГРН 1122539000011, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.01.2012)

о признании недействительным решения №20401 от 28.06.2012

при участии:

от ООО «Евро-Азиатское инвестиционное агентство»: Иванов А.Ю. по доверенности от 07.09.2012, срок действия 1 год;

от МИФНС № 12 по Приморскому краю: Данилян Е.Ю. 0 главный госналогинспектор по доверенности № 04-03/02558 от 25.01.2013, срок действия 1 год, Шемина О.Н. - главный специалист-эксперт по доверенности № 04-03/03822 от 31.01.2013, срок действия 1 год

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Евро-Азиатское инвестиционное агентство» (далее «общество», «заявитель», «налогоплательщик») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю (далее «налоговый орган», «инспекция») от 28.06.2012 № 20401 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Решением от 21.11.2012 года суд удовлетворил требования общества.

Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, налоговый орган указывает, что расчет земельного налога за 2011 год  необходимо производить исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением Администрации Приморского края №437-па от 30.12.2010 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края» (далее по тексту - постановление №437-па). Ссылаясь на ст.ст.15, 389, 390 НК РФ, налоговый орган полагает, что кадастровая стоимость земельных участков определяется в соответствии с земельным законодательством, что определяет иную правовую природу актов, устанавливающих кадастровую стоимость земельных участков. В подтверждение правомерности изложенных выводов налоговый орган ссылается на Определение Верховного суда РФ от 16.11.2011 №56-Г11-22 по гражданскому делу по заявлению прокурора Приморского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п.4 постановления Администрации Приморского края от 30.12.2010 №437-па.

В судебном заседании представитель МИФНС № 12 по Приморскому краю поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ООО «Евро-Азиатское инвестиционное агентство» на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

Обществом 23.01.2012 в МИФНС России №12 по Приморскому краю представлена налоговая декларация по земельному  налогу за 2011 год, согласно которой сумма исчисленного налога по земельному участку с кадастровыми номером 25:28:40009:242 составила 188 782 рублей.

Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации, о чем составлен акт проверки от 05.05.2012 № 19527, по результатам рассмотрения которого принято решение от 28.06.2012 №20401.

В ходе проверки инспекцией установлено, что организацией при исчислении налога применена кадастровая стоимость земельного участка 12 585 497руб., то есть без учета изменений кадастровой стоимости участка, установленной постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 №437-па, которым кадастровая стоимость определена в размере 30 411 276руб.

С учетом исчисления земельного налога за 2011год исходя из кадастровой стоимости участка, установленной постановлением №437-па, сумма налога составила 456 169руб., в результате чего решением налогового органа Обществу доначислено 267 387руб. земельного налога, 17 262,07руб. пени за период с 06.05.2011 по 28.06.2012, а также 53 477 руб. штрафа по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога в результате неправильного исчисления.

Обществом была подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 24.08.2012 № 13-11/21113 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции от 28.06.2012 № 20401 - без изменения.

Заявитель, полагая, что решение инспекции от 28.06.2012 № 20401 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратился с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).

Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Администрация Приморского края постановлением от 30.12.2010 №437-па утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Приморского края. Пункт 4 указанного нормативного акта  содержит положение о вступлении настоящего постановления в силу со дня его официального опубликования и распространении его действия на отношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Постановление Администрации Приморского края от 30.12.2010 №437-па  официально опубликовано  в издании «Приморская газета», спецвыпуск 31.12.2010 №111 (502).

В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

В соответствии с п.14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 № 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Как правильно указал суд первой инстанции, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации (Определение Конституционного Суда от 03.02.2010 N 165-О-О).

Таким образом, как правильно указал суд, с учетом толкования природы земельного налога  как имеющего комплексный характер, в отношении порядка применения кадастровой стоимости земельных участков к исчислению земельного налога следует применять правила, регулирующие порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные указанной статьей Налогового кодекса Российской Федерации, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Судом установлено, что в данном случае принятым постановлением Администрации Приморского края №437-ПА последствия, оговоренные в пунктах 3,4 статьи 5 НК РФ, не установлены, что исключает вступление рассматриваемого нормативного акта с момента его официального опубликования.

Оснований придания обратной силы рассматриваемому нормативному акту, оговоренных пунктами 3,4 статьи 5 НК РФ судом первой инстанции также не установлено.

При таких обстоятельствах, коллегия соглашается с выводом суда о том, что к постановлению Администрации Приморского края №437-ПА в части, относящейся к порядку исчисления земельным налогом, подлежит применению общий порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленный пунктом 1 статьи 5 НК РФ.

При этом использование  в пункте 1 статьи 5 НК РФ формулировки "не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу" суд обоснованно расценил как то, что акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.

Аналогичное истолкование пункта 1 статьи 5 НК РФ приведено в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Постановление № 437-па опубликовано в издании "Приморская газета" в установленном порядке 31.12.2010, один месяц со дня опубликования указанного постановления истекает 31.01.2011, то есть после первого числа налогового периода 2011 года. Следовательно, с учетом положений статьи 5 НК РФ нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части применения его положений для целей налогообложения вступил в силу и подлежит применению с 01.01.2012.

С учетом изложенного, оспариваемое решение инспекции в части доначисления заявителю земельного налога за 2011 год исходя из установленной постановлением Администрации Приморского края №437-па от 30.12.2010 кадастровой стоимости земельных участков и привлечения его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, начислению пени, не может быть признано правомерным.

Судом обоснованно отклонены доводы налогового органа о  применении постановления №437-па в соответствии с пунктом 4 с 01.01.2011 со ссылками на Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2011 №56-Г11-22, поскольку применение постановления №437-па в соответствии с пунктом 4 с 01.01.11 в отношении иных  целей, не связанных с налогообложением, не изменяет порядок применения этого же постановления в особом порядке при  исчислении земельного налога.

Указанный вывод согласуется с изложенным в абзацах 4,5 пункта 2.2 Определения Конституционного суда РФ от 03.02.2010 №165-О-О о том, что нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о признании недействительным решения МИФНС России  №12 по Приморскому краю от 28.06.2012 №20401 является законным и обоснованным.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.11.2012 года по делу №А51-21151/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

     Председательствующий

     Е.Л. Сидорович

     Судьи

     А.В. Пяткова

     Т.А. Солохина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка