ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

СБОРКА ТРУБОПРОВОДНЫХ СИСТЕМ


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Типовая технологическая карта (ТТК) составлена на сборку трубопроводных систем при санитарно-технических работах и ремонте строительных машин.

ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.

Объекты производственных работ:

1. Установка фланцев на трубах.

2. Сборка отдельных элементов и участков трубопроводных систем.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     
Трубопроводные системы и их сборка


Системы трубопроводов применяют в силовых установках (для подвода воды и топлива), в строительных и другом технологическом оборудовании (для подвода масла к местам смазки и зажимным устройствам и охлаждающей жидкости в зону обработки), в прессовом оборудовании (для подвода жидкостей и газов к силовым цилиндрам) и т.д.

Трубопровод состоит из труб, соединяемых между собой и с конструктивными элементами оборудования при помощи специальных соединительных элементов, крепежных деталей и арматуры.

В зависимости от назначения различают трубопроводы высокого, среднего и низкого давления. Для всех видов трубопроводов общим требованием является чистота проходного отверстия, полная непроницаемость, долговечность и простота обслуживания.

В зависимости от назначения трубопроводной системы используют чугунные, стальные, медные, латунные, алюминиевые и пластиковые трубы. Наиболее распространено применение стальных труб. В зависимости от способа изготовления различают цельнотянутые (бесшовные) и сварные трубы.

Для передачи охлаждающей жидкости используют, как правило, обычные водопроводные трубы, для горячей воды и пара - бесшовные трубы, для рабочих жидкостей в системах гидравлического привода - стальные цельнотянутые трубы, для подвода смазывающих масел - медные трубы.

Соединения трубопроводов могут быть неподвижными разъемными и неподвижными неразъемными (однако в некоторых случаях используют подвижные соединения элементов трубопроводов). К неподвижным разъемным соединениям относятся соединения на резьбе, выполняемые с помощью специальных соединительных элементов - фитингов (рис.1, а-ж) и фланцев, а к неподвижным неразъемным - соединения, выполняемые сваркой, напрессовкой, отбортовкой, развальцовкой (рис.1, з-к).


Рис.1. Фитинги и фланцы трубных соединений:

а - угольник; б - тройник; в - крестовой переходник; г - переходная муфта; д, е - контргайка; ж - футорка; з, и, к - соединения с фланцем соответственно напрессовкой, отбортовкой и развальцовкой



Трубопроводная арматура предназначена для включения, отключения и регулирования потока пара, газа или жидкости. В зависимости от назначения различают следующие виды арматуры:

запорная, предназначенная для включения или отключения пара, жидкости или газа (краны, вентили, задвижки);

предохранительная, служащая для защиты трубопроводов в случае опасного повышения давления (клапаны);

регулирующая давление или количество подаваемой жидкости или газа;

указатели уровня жидкости.

Все операции, выполняемые при сборке трубопроводных систем, могут быть разделены на заготовительные и сборочные.

К заготовительным операциям относятся: разметка, отрезка, очистка, гибка труб, отбортовка, развальцовка, сварка и сборка деталей в сборочные единицы, проверка и контроль по размерам, форме и внешнему виду, гидравлические испытания и маркировка.

Наиболее сложной операцией является гибка труб, которая может производиться вручную и механическим способом, с наполнителем или без него. Наиболее важным является выбор радиуса гибки, так как он оказывает существенное влияние на работу трубопровода. Радиус гибки выбирают в зависимости от диаметра трубы и толщины ее стенки.

Для механизации процесса гибки применяют трубогибочные станки с электрическим, пневматическим или гидравлическим приводом.

На сборочные операции сборочные единицы поступают в подготовленном виде, т.е. соответствующей длины и с нарезанной на концах трубы резьбой. Соединительные элементы, крепежные детали и арматура, поступающие на сборку, также должны быть окончательно подготовлены и проверены для монтажа в системе трубопровода.

При сборке необходимо обеспечить соосность соединяемых труб, а также параллельность торцов труб и соединительных фланцев. Несоблюдение этих условий является причиной возникновения дополнительных нагрузок, которые могут вывести трубопровод из строя.

В зависимости от назначения трубопроводных систем различаются технологические процессы их сборки.

Стальные трубы, на концах которых нарезана резьба, соединяют между собой специальными соединительными элементами - фитингами, которые изготовляют из стали или ковкого чугуна. Применение фитингов при сборке обеспечивает возможность соединения труб под различными углами, предусматривает выполнение отведений и обеспечивает переход от одного диаметра трубы к другому.

Прочность и надежность соединения элементов трубопровода при помощи фитингов обеспечивается его соответствующей затяжкой, при которой нитки резьбы соединяемых деталей плотно прижимаются друг к другу. Герметичность соединения достигается за счет смазывания резьбовой части соединяемых деталей перед сборкой свинцовым суриком или цинковыми белилами. Более надежную герметизацию обеспечивает применение льняной или пеньковой подмотки с суриковой подмазкой.

Магистральные трубы соединяют при помощи прямых соединительных муфт; на наружной поверхности муфты имеются ребра для захватывания ее трубным ключом. Трубы могут иметь короткую или длинную резьбу.

При сборке труб с короткой резьбой (рис.2, а) на конце трубы 2 нарезается резьба такой длины, чтобы она была на два-три витка меньше половины длины соединительной муфты 1. Сбег в конце резьбы при сборке заклинивает муфту, что обеспечивает плотность соединения. Соединения труб с короткой резьбой применяют только для неразъемных трубопроводов, так как после сборки такие соединения разъединить невозможно.


Рис.2. Трубопроводные соединения:

а - с короткой резьбой; б - на сгоне; 1 - муфта; 2 - труба; 3 - контргайка



Сборка труб на сгоне производится, если по условиям работы трубопроводную систему необходимо разбирать (рис.2, б). В этом случае одна из соединяемых труб имеет короткую резьбу, а другая - длинную. Участок трубы с длинной резьбой называют сгоном. Длину его выбирают таким образом, чтобы после установки на нем соединительной муфты и гайки остался участок резьбы не менее чем с двумя нитками.

Последовательность сборки труб на сгоне следующая:

контргайку 3 и муфту 1 навинчивают на длинную резьбу без уплотнения и без промазывания суриком или белилами;

короткую резьбу уплотняют и промазывают суриком или белилами;

муфту 1 свинчивают с длинной резьбы и навинчивают на короткую до упора в ее сбег;

жгутик льняной пряжи или пеньки, пропитанный суриком, устанавливают на длинную резьбу между муфтой 1 и контргайкой 3;

контргайку 3 затягивают.

Если между муфтой и контргайкой нет перекоса и их торцы плотно прилегают друг к другу, то соединение будет достаточно герметичным. Соединение на сгоне можно применять только при сборке трубопроводов с цилиндрической резьбой.

При помощи соединений на фитингах монтируют водяные, паровые и некоторые другие трубопроводы, работающие при давлении, не превышающем 16 МПа. Для соединения труб при помощи фитингов применяют специальные трубные ключи различных конструкций (рис.3.).


Рис.3. Ключи для сборки трубопроводов:

а - рычажный; б - разводной; в - специальный; г - накидной; д - цепной



При сборке труб на фланцах фланцы крепят к трубам сваркой, на резьбе, развальцовкой или отбортовкой. При этом необходимо обеспечить соосность трубопроводов и параллельность торцов фланцев.

В процессе сборки между фланцами устанавливают прокладки, которые обеспечивают герметичность соединения. Фланцы крепят между собой, используя болты или шпильки. Прокладки вырезают так, чтобы они соответствовали по форме фланцу. Изготовляют их из уплотняющего материала и промазывают с двух сторон герметизирующим составом (олифа, белила, специальные герметизирующие пасты - герметики). Соединение затягивают гайками крест накрест. При затягивании соединения при помощи щупа контролируют перекос фланцев.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».