Интеграция беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации будет осуществляться в соответствии со следующими этапами:
первый этап (до 2024 года) - организационный;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2022 года N 3754-р. - См. предыдущую редакцию)
второй этап (до 2030 года) - технологический;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2022 года N 3754-р. - См. предыдущую редакцию)
третий этап (до 2035 года) - цифровой.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2022 года N 3754-р. - См. предыдущую редакцию)
Первый этап характеризуется внедрением таких фундаментальных сервисов, как электронная регистрация, учет и идентификация. Указанные сервисы позволят удаленно идентифицировать беспилотное воздушное судно, находящееся в полете, включая информацию о его фактическом местоположении, технических характеристиках, изготовителе и владельце.
Целями первого этапа являются:
упрощение процедур, связанных с организацией использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами;
минимизация ограничений, устанавливаемых в воздушном пространстве для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;
установление правил подготовки и выполнения полетов беспилотных воздушных судов;
создание условий для обеспечения общественной безопасности, противодействия незаконному использованию беспилотных воздушных судов, контроля ввоза и распространения беспилотных воздушных судов.
Задачами первого этапа являются:
совершенствование воздушного законодательства Российской Федерации в сфере организации, подготовки и выполнения полетов беспилотных воздушных судов;
совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере внешней и внутренней торговли;
реализация отдельных компонентов системы сервисного и информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;
проработка применения экспериментальных правовых режимов.
Ожидаемыми результатами первого этапа являются:
учет и регистрация беспилотных гражданских воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, в электронной форме;
отсутствие административных барьеров при подготовке внешних пилотов;
обеспечение контроля ввоза и оборота беспилотных авиационных систем иностранного производства;
проведение работ в установленных экспериментальных правовых режимах по отработке технологий обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;
выполнение полетов беспилотных воздушных судов в контролируемом воздушном пространстве и неконтролируемом воздушном пространстве класса G при условии обеспечения применимых требований, установленных в этот период для пилотируемой авиации.
Второй этап характеризуется:
внедрением автоматизированного скоординированного планирования использования воздушного пространства беспилотными и пилотируемыми воздушными судами, обеспечением разрешения потенциальных конфликтных ситуаций на стратегическом уровне (до начала полета) и тактическом уровне (в ходе выполнения полета) посредством непрерывного наблюдения и (или) мониторинга местоположения беспилотных и пилотируемых воздушных судов, расширением инфраструктуры метеорологического обеспечения полетов и развитием прогностических моделей, предоставлением эксплуатантам беспилотных воздушных судов метеорологической, аэронавигационной и полетной информации в цифровом виде в режиме реального времени;
подготовкой предложений по актуализации настоящей Концепции в целях дальнейшей цифровизации процессов планирования и выполнения полетов, снижающих воздействие человеческого фактора в части обеспечения безопасности полетов при эксплуатации беспилотных воздушных судов и обслуживании воздушного движения.
Целью второго этапа является внедрение технологий обеспечения безопасного выполнения полетов беспилотных воздушных судов, инфраструктуры связи, навигации и наблюдения.