Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 16 сентября 2021 года N 311

Об утверждении Методических рекомендаций по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты предприятий химического комплекса и транспортирования опасных веществ



В целях установления единого подхода к проведению должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору контрольных (надзорных) мероприятий и внедрения его в практическую деятельность

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые к настоящему приказу Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты предприятий химического комплекса и транспортирования опасных веществ.

2. Признать утратившим силу приказ от 26 февраля 2021 г. N 72 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзора "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению выездных проверок опасных производственных объектов предприятий химического комплекса и транспортирования опасных веществ".

Руководитель
А.В.Трембицкий



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 16 сентября 2021 года N 311



Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты предприятий химического комплекса и транспортирования опасных веществ



I. Общие положения


1. Методические рекомендации по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты предприятий химического комплекса и транспортирования опасных веществ (далее - Рекомендации), разработаны в целях установления единообразного подхода к проведению должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) контрольных (надзорных) мероприятий.

2. Рекомендации разработаны для применения должностными лицами Ростехнадзора, осуществляющими федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, в должностные обязанности которых, в соответствии с положением о виде контроля и должностным регламентом, входит реализация полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, в том числе посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований.

3. Перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности".

4. Права и обязанности должностных лиц контрольного (надзорного) органа определены Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

5. В Рекомендациях используются термины и определения, установленные законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

6. Правовые основания проведения контрольных (надзорных) мероприятий:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации";

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности";

постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1661 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности";

иные нормативные правовые акты, указанные в приказе Ростехнадзора от 2 марта 2021 г. N 81 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности".

7. При планировании и проведении проверок учитываются имеющиеся сведения из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, из администраций субъектов Российской Федерации, а также поступившая информация от организаций и граждан.

Для объектов со сложными дифференцированными технологическими производственными процессами комиссия из числа должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, может формироваться с включением в состав лиц, осуществляющих надзор за подъемными сооружениями, оборудованием, работающим под давлением, техническим состоянием электрооборудования и иные виды надзора, при необходимости.

II. Перечень контрольных вопросов


8. Порядок организации контрольных (надзорных) мероприятий определен Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

9. При организации выездных проверочных мероприятий в отношении объектов предприятий химического комплекса и транспортирования опасных веществ (далее - объект) учитывается следующий перечень контрольных вопросов:

назначение объекта, включая условия пользования (режимности);

особенности размещения объекта;

наличие (отсутствие) отступлений (несоответствий) деятельности при эксплуатации объекта от требований безопасности;

техническое состояние объекта;

соответствие (несоответствие) показателей безопасности объекта критериям, установленным в проектной документации;

аварийность и статистика инцидентов на объекте;

потенциальная опасность для населения и размер возможного вреда физическим и юридическим лицам, имуществу юридических и физических лиц при аварии на объекте;

наличие травматизма при эксплуатации объектов.

10. При осуществлении выездных проверочных мероприятий должностными лицами Ростехнадзора и его территориальных органов предусматривается оценка:

рассматриваемой организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на объекте предусмотрено обязательными требованиями, анализ и оценка ее соответствия указанным требованиям;

состояния зданий, сооружений, помещений объекта, территории или частей территории объекта, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;

работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте;

выполнения мероприятий по предотвращению проникновения на объект посторонних лиц;

представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля за соблюдением обязательных требований промышленной безопасности, технического регулирования;

сведений, подтверждающих соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим объект, обязательных требований промышленной безопасности;

результатов работы комиссий по расследованию причин инцидентов на объекте;

соблюдения на объекте требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;

состояния аттестации специалистов в области промышленной безопасности юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект;

соблюдения требований к ведению газоопасных, огневых, ремонтных и сварочных работ;

выполнения мероприятий по устранению причин аварий, повреждений и инцидентов на объекте, профилактике аварий, повреждений и инцидентов;

корректности идентификации опасного производственного объекта, а также сведений, характеризующих опасный производственный объект;

соблюдения требований обоснования безопасности в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта;

внесения в соответствии с заключениями экспертиз промышленной безопасности о неполном соответствии объектов экспертизы установленным требованиям изменений в документацию или выполнения мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений;

организации обучения работников действиям в случае аварии или инцидента на объекте;

осуществления иных мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

III. Подготовка к проведению выездного контрольного (надзорного) мероприятия


11. Перед выездной проверкой анализируется имеющаяся информация о данной организации, а также документы, устанавливающие требования к осуществлению деятельности по обеспечению безопасности объектов, находящихся в эксплуатации проверяемой организации.

12. Основой для информации о состоянии промышленной безопасности объектов служат:

результаты мероприятий по контролю (приказы (распоряжения) о проведении проверок, акты проверок, предписания об устранении нарушений обязательных требований, возражения в отношении актов проверок и (или) выданных предписаний об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений, копия предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, материалы дел об административных правонарушениях, заверенная руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица) копия положения о производственном контроле и иные документы), хранящиеся в соответствующих контрольно-наблюдательных делах;

информация, представленная ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находящаяся в комплексной системе информатизации Ростехнадзора;

сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий;

сведения, отчеты, уведомления и иные документы, связанные с эксплуатацией объектов;

анализ причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на производстве.

IV. Перечень документов, рассмотрение которых необходимо для достижения целей и задач проведения выездных контрольных (надзорных) мероприятий


13. Для достижения целей и задач проведения выездных проверок рассматриваются следующие документы и (или) информация:

учредительные и правоустанавливающие документы;

документы о назначении на должность руководителя юридического лица или документы, подтверждающие полномочия представителей, выступающих от имени юридического лица (доверенность, подтверждающая полномочия представителей, выступающих от имени юридического лица);

утвержденная организационная структура и штатное расписание организации, а также сведения об укомплектованности штата в процентном соотношении;

документы и информация, подтверждающие своевременное выполнение предписаний Ростехнадзора;

должностные инструкции руководителя проверяемого лица (его заместителей), а также работников и специалистов организации, ответственных за обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности;

договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов;

документация на вывод из эксплуатации, консервацию и утилизацию производств и объектов;

акты приемочных комиссий;

документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию опасных производственных объектов, или реквизиты положительных заключений экспертиз промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 4, 7, 8 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

документы, подтверждающие право владения земельным участком и имущественным комплексом (оборудованием, производственными помещениями);

проектная документация с учетом внесенных изменений (при наличии) на строительство, реконструкцию (расширение) или капитальный ремонт объектов капитального строительства; документация на техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию опасных производственных объектов;

заключения экспертиз проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, документации на техническое перевооружение, консервацию или ликвидацию опасных производственных объектов;

декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (при наличии);

заключения экспертизы на декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (при наличии);

документы по организации и осуществлению производственного контроля и сведения о работниках, уполномоченных на его осуществление;

документы по созданию системы управления промышленной безопасностью;

копии документов, подтверждающих обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, в том числе сведения о наличии резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - наличие собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также наличие нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников; состояние их готовности и укомплектованности, проведение тренировок и учений, их регулярность и эффективность;