Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 сентября 2021 года N 2722-р

Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям



Руководствуясь Федеральными законами от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, в целях осуществления Комитетом по образованию полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования:

1. Утвердить Порядок организации и осуществления профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям согласно приложению.

2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета - начальника Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Финагина А.А.

Председатель Комитета
Н.Г.Путиловская

     

Приложение
к распоряжению Комитета по образованию
от 29 сентября 2021 года N 2722-р

     

Порядок организации и осуществления профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

1. Общие положения


Комитет по образованию (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим исполнение переданного полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - государственный контроль (надзор)).

Государственный контроль (надзор) осуществляется Комитетом в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Санкт-Петербурга, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - контролируемые лица).

Государственный контроль (надзор) направлен на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований (далее - риск причинения вреда (ущерба).

Настоящий порядок устанавливает правила организации и проведения Комитетом мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в сфере образования.

Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в сфере образования Комитет осуществляет в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба).

При разработке настоящего порядка Комитет руководствовался следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 ";

постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";

постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" (далее - Положение о контроле (надзоре)).

Выбор профилактических мероприятий, их содержание, интенсивность осуществляется Комитетом на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора).

Под управлением риском причинения вреда (ущерба) понимается осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в сфере образования. Допустимый уровень риска причинения вреда (ущерба) в рамках государственного контроля (надзора) закреплен в ключевых показателях, утвержденных Положением о контроле (надзоре).

При осуществлении государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

При проведении Комитетом контрольных (надзорных) мероприятий должностное лицо Комитета вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Количество профилактических мероприятий по отношению к объектам контроля всех категорий риска причинения вреда (ущерба) формируется с учетом имеющихся ресурсов Комитета при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) направлена на достижение следующих основных целей:

1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

Комитет при проведении профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с гражданами, организациями только в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ. При этом профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.

От имени Комитета профилактические мероприятия вправе осуществлять должностные лица Комитета, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит проведение профилактических мероприятий (далее - должностные лица).

Должностное лицо, уполномоченное на проведение конкретного профилактического мероприятия, определяется решением Комитета о проведении профилактического мероприятия.

В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Комитета незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) Комитета или иному должностному лицу Комитета, уполномоченному в соответствии с Положением о контроле (надзоре) на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (далее - уполномоченное должностное лицо Комитета), для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

2. Виды профилактических мероприятий


При осуществлении государственного контроля (надзора) Комитет проводит следующие виды профилактических мероприятий:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит.

2.1. Информирование


Комитет осуществляет информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт), через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.

Комитет размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте:

1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);

2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;

3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

4) утвержденные проверочные листы (при их наличии);

5) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", иные документы ненормативного характера, содержащие информацию об обязательных требованиях и порядке их соблюдения (при их наличии);

6) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований (при наличии);

7) порядок отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска;

8) перечень объектов государственного контроля (надзора), учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;

9) программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Комитетом;

10) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Комитетом у контролируемого лица;

11) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

12) сведения о порядке досудебного обжалования решений Комитета, действий (бездействия) его должностных лиц;

13) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Комитета;

14) доклад о государственном контроле (надзоре);

15) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) программой профилактики.

2.2. Обобщение правоприменительной практики


Комитет ежегодно осуществляет обобщение правоприменительной практики и не позднее 30 апреля каждого года обеспечивает подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Комитета за предшествующий календарный год (далее - Доклад о правоприменительной практике), и его размещение на официальном сайте для публичного обсуждения. Срок проведения публичного обсуждения составляет 10 рабочих дней.

Доклад о правоприменительной практике утверждается Комитетом и размещается на официальном сайте Комитета не позднее 1 июня каждого года.

Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:

1) обеспечения единообразных подходов к применению Комитетом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);

2) выявления типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;

3) анализа случаев причинения вреда (ущерба), выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);

4) подготовки предложений об актуализации обязательных требований;

5) подготовки предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).

Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Комитета о государственном контроле (надзоре).

2.3. Объявление предостережения


Комитет объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Решение об объявлении предостережения также может быть принято Комитетом по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).

Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Комитет возражение в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте в порядке, установленном Положением о контроле (надзоре).

Комитет рассматривает возражение в отношении предостережения в течение 15 рабочих дней со дня его получения.

Комитет информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения по почте и (или) электронной почте (при наличии).

Комитет осуществляет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в электронном виде по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

2.4. Консультирование


Должностные лица Комитета по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование:

1) в виде устных разъяснений на личном приеме;

2) в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита;

3) посредством размещения на своем официальном сайте письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом, в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»