Недействующий

О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 3_3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 3_3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"



Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 3_3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект, ГрК РФ соответственно) разработан в соответствии с пунктом 3 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым от 29 мая 2019 г. N 4714п-П36 (далее - план мероприятий), и пунктом 7 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р.

В соответствии с принципом наименьшего регуляторного воздействия, предусмотренного пунктом 4.1 методики исполнения плана мероприятий, система регулирования в соответствующей сфере должна быть направлена только на те объекты, в которых могут возникнуть социально значимые риски, и только в пределах этих рисков.

Согласно концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 2776-р, развитие и внедрение механизмов саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности рассматривается в Российской Федерации в качестве одного из способов снижения прямого государственного регулирования, позволяющего передать ряд государственных функций саморегулируемым организациям. При этом государство призвано создавать стимулы самоорганизации в целях обеспечения более ответственного поведения в отношениях с потребителями, выработку стандартов, отвечающих профессиональным и публичным интересам.

В этой связи по результатам анализа требований законодательства о градостроительной деятельности было выявлено наличие дублирующих и избыточных требований, не соразмерных допустимому уровню риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Учитывая определенный механизмом "регуляторной гильотины" принцип приоритета законодательного уровня регулирования (установление обязательных требований на подзаконном уровне допустимо только в случае, когда включение таких требований в законодательный акт невозможно), законопроектом предлагается предусмотреть в ГрК РФ только те требования в сфере саморегулирования деятельности в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, которые существенно влияют на социально значимые риски, одновременно расширив пределы самоорганизации предпринимательского сообщества по регулированию своей деятельности.

Так, проектируемые изменения статьи 55_5-1 ГрК РФ предусматривают в дополнение к уже установленным в ГрК РФ требованиям только сроки принятия решения по результатам рассмотрения заявлений физических лиц о включении сведений о них в соответствующий национальный реестр специалистов, а также направления уведомлений о принятых решениях. Одновременно с этим исключаются полномочия федерального органа исполнительной власти по установлению порядка ведения национальных реестров специалистов, порядка внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры. Регламентные процедуры определяются национальными объединениями саморегулируемых организаций самостоятельно в своих внутренних документах.

Законопроектом предлагается внесение изменений в статью 55_16 ГрК РФ в части дополнения уже установленного ГрК РФ требования о перечислении национальным объединением саморегулируемых организаций средств компенсационных фондов по соответствующему заявлению члена исключенной саморегулируемой организации сроками его рассмотрения, основаниями для отказа в удовлетворении такого заявления, а также возможностью удовлетворения заявлений по частям при отсутствии средств в необходимом размере. Одновременно с этим исключается полномочие федерального органа исполнительной власти по установлению порядка взаимодействия национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций. Регламентные процедуры определяются национальными объединениями саморегулируемых организаций самостоятельно в своих внутренних документах.

Из статьи 55_16-1 ГрК РФ законопроектом предлагается исключить полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка направления требования национальным объединением саморегулируемых организаций в адрес кредитной организации о переводе средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) исключенной саморегулируемой организации на специальный банковский счет (счета) национального объединения, дополнив указанную статью только сроком направления такого требования.

Также законопроектом предлагается исключить полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка и условий размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда в целях сохранения и увеличения его размера, дополнив статью 55_16-1 ГрК РФ только аналогичными ранее установленным подзаконным актом условиями.

В связи с необходимостью правового регулирования вопроса перевода средств компенсационного фонда в случае прекращения соответствия уполномоченной кредитной организации установленным требованиям, законопроектом определяется порядок взаимодействия саморегулируемой организации с кредитной организацией в указанном случае.

Кроме того, законопроектом предлагается исключить полномочие федерального органа исполнительной власти по утверждению формы единого реестра членов саморегулируемых организаций, дублирующей положения части 3 статьи 7_1 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и части 2 статьи 55_17 ГрК РФ.

Одновременно с этим проектируется дополнение реестра членов саморегулируемых организаций информацией о работниках члена саморегулируемой организации, сведения о которых включены в соответствующий национальный реестр специалистов. В результате государственные и муниципальные заказчики, органы исполнительной власти смогут в любое время установить соблюдение требований о выполнении определенных ГрК РФ трудовых функций "реестровыми" специалистами, имеющими право подписывать документы, исчерпывающий перечень которых определен ГрК РФ исходя из обеспечения качества работ и безопасности строительства.

Законопроектом взамен требования о повышении квалификации, предъявляемого к физическому лицу, сведения о котором должны быть включены в соответствующий национальный реестр специалистов, вводится его независимая оценка квалификации, проводимая в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации". Такая оценка обеспечивает возможность определить реальную квалификацию работников, которые несут персональную ответственность за качество выполняемых работ и безопасность строительства.

В настоящее время в национальные реестры специалистов включены сведения о примерно 385 тысячах физических лиц, независимая оценка квалификации которых потребует значительного времени. В целях обеспечения возможности выполнения "реестровыми" специалистами своих трудовых функций в период прохождения квалификационных экзаменов и подтверждения квалификации в национальных объединениях с учетом положений статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" законопроектом предусмотрено вступление в силу положений о независимой оценке квалификации с 1 сентября 2022 г.

Кроме того, в целях формирования однозначной правоприменительной практики законопроектом уточняются положения статьи 3_3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в части перехода к национальным объединениям саморегулируемых организаций прав на банковские счета, на которых размещены средства компенсационных фондов исключенных саморегулируемых организаций.

Законопроект содержит обязательные требования, которые связаны с осуществлением деятельности саморегулируемыми организациями в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их национальными объединениями и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений таких саморегулируемых организаций, привлечения к административной ответственности. При этом внесение предусмотренных законопроектом изменений приведет к сокращению количества обязательных требований в данной сфере.

Реализация законопроекта не повлечет за собой негативные социально-экономические и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.

Реализация законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.