Результативность диагностики | Дефицитарный уровень | Рекомендации по способам восполнения предметных дефицитов |
менее 60% выполнения диагностических заданий | Высокий | Профессиональное развитие по технологии индивидуального плана |
61-80% выполнения диагностических заданий | Средний | Профессиональное развитие по технологии индивидуального плана или повышение квалификации по предметным программам |
81-100% выполнения диагностических заданий | Минимальный или отсутствие дефицита | Профессиональнее развитие в области предметных компетенций на основе неформального и информального образования |
Инструментарием диагностики профессиональных дефицитов на основании стандартизированных оценочных процедур являются тесты с заданиями закрытого и открытого типа. Тестирование является приоритетной процедурой диагностики, поскольку позволяет получить объективные данные о профессиональных дефицитах.
Особенности требований к тестовым заданиям закрытого типа
Типы заданий: задания с выбором одного правильного ответа, задания с множественным выбором, задания на установление соответствия, задания на установление последовательности (порядка).
Требования к содержанию заданий теста:
- краткая, ясная и однозначная формулировка заданий, которую разработчик и участник диагностики трактуют одинаково;
- исключение качественных характеристик (эффективно, оптимально, достаточно и т.п.) или пояснение их через количественные характеристики;
- недопустимость использования слов-подсказок в тексте заданий и вариантах ответов;
- ответ на отдельное задание не должен быть подсказкой к другим заданиям теста;
- одинаковая привлекательность для выбора всего меню ответов;
- проектирование вариантов ответа по одному основанию (например, если один вариант ответа является конкретным, частным случаем, то и другие должны быть конкретными, а не общими случаями).
Уровни сложности заданий теста:
- первый уровень направлен на выявление знаний;
- второй уровень направлен на выявление умений применять знания в типичных ситуациях;
- третий уровень направлен на выявление умений применять знания в нестандартных ситуациях.
Для обеспечения вариативности теста рекомендуется:
- включать в тест 4 параллельных варианта;
- не использовать идентичные задания в параллельных вариантах;
- использовать не менее трех разных форм заданий в каждом варианте теста;
- следовать принципу фасетных заданий в параллельных вариантах.
________________
Фасетные задания - это однотипные задания, которые незначительно отличаются по содержанию или очень близки по параметрам задания (определяют одну и ту же область знаний и имеют одинаковую трудность). Смена порядка предъявления вариантов ответа в задании без изменения их содержания не делает задание фасетным, оно является идентичным. В фасетных заданиях вопрос может быть сохранен без изменений, но дистракторы (неправильные ответы) должны различаться от варианта к варианту.
Рекомендации по количеству заданий и вариантов теста:
- количество вариантов ответа с выбором одного правильного ответа - не менее 4 вариантов ответа;
- количество вариантов ответа с выбором всех верных ответов - 4-7 вариантов ответа;
- количество вариантов ответа в заданиях на установление последовательности - 4-7 вариантов ответа.