Действующий

Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана

1. Общие положения

     

1.1. Под единой федеральной системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЕФС) понимается совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих сопровождение педагогов и управленческих кадров в повышении квалификации, переподготовке, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества [1].

Структурными элементами ЕФС являются:

- федеральный координатор (ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России"), осуществляющий функции Федерального центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, являющийся оператором деятельности региональной сети ЦНППМ, разрабатывающим показатели эффективности их работы, оказывающим методическую, организационную и содержательную поддержку, проводящим мониторинг результатов их деятельности;

- федеральные центры научно-методического сопровождения педагогических работников, осуществляющие функции по разработке, апробации и внедрению: концептуальных положений и моделей опережающего профессионального развития современного педагога в сетевом формате; подходов к совершенствованию региональных систем научно-методического сопровождения педагогов с учетом специфики регионов; вариативных моделей непрерывного педагогического образования, включая среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование, в сетевом формате; моделей выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи; диагностических комплексов профессиональных компетенций педагогов;

- центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ), выступающие координаторами региональной инфраструктуры системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;

- региональные системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - РС НМС) - совокупность региональных организаций, имеющих соответствующую лицензию, а также лица, ответственные за организацию методической (научно-методической) работы в образовательных организациях, региональные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования;

- региональные учебно-методические объединения, методические советы, методические отделы в региональных (муниципальных) органах власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и иные общественно-профессиональные объединения, ассоциации, комиссии, советы.

Выстраивание единой системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, сопровождения индивидуальных траекторий их развития, является одной из ключевых задач региональных ЦНППМ.

1.2. Актуальность создания ЕФС определяется значимостью профессиональной деятельности педагогов в достижении приоритетных национальных задач и обеспечении повышения качества образования.

Одним из целевых показателей, характеризующих достижение национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов", определяемой Указом Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" [2], является вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

Поддержка педагогов в сфере общего образования, способных решать задачи национальной образовательной политики, становится возможной только в ситуации построения единой и непрерывной вариативной системы адресного научно-методического сопровождения учителя.

Решение этой задачи неразрывно связано с персонифицированным повышением квалификации педагогических работников и управленческих кадров системы общего образования и сопровождением их непрерывного развития на основе выявленных профессиональных дефицитов.