4.1 Инженерные изыскания для строительства на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации (далее - на шельфе) и на морском побережье выполняют для получения достоверных и достаточных материалов и данных о природных и природно-антропогенных условиях района изысканий (площадки, трассы), необходимых для проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, составления прогноза взаимодействия объектов строительства с окружающей средой, обоснования их инженерной защиты и обеспечения экологической и промышленной безопасности.
4.2 Инженерные изыскания на шельфе выполняют:
- для строительства портов, портовой инфраструктуры (включая морские каналы, защитные сооружения, платформы для навигационного и мониторингового оборудования), причалов различного типа, берегоукрепления;
- разведки и обустройства морских месторождений нефти и газа: постановки ПБУ, СПБУ, ППБУ и буровых судов при строительстве морских сооружений (эксплуатационных буровых платформ различных типов - гравитационных, свайных, гравитационно-свайных, на натяжных опорах, опорных основаниях для скважин с подводным заканчиванием), размещения оборудования на дне моря;
- прокладки морских трубопроводов (в том числе внутрипромысловых), кабелей (в том числе оптико-волоконных) линий управления и связи;
- строительства приливных и ветровых электростанций;
- строительства подводных тоннелей;
- создания искусственных земельных участков;
- строительства иных сооружений на шельфе.
4.3 Инженерные изыскания на шельфе характеризуются следующими особенностями:
- скрытость объекта изысканий (морского дна) водной толщей, что требует применения специальных методов и технических средств (в том числе дистанционных методов и средств визуализации), судового обеспечения;
- природные условия производства работ (ограниченный период выполнения работ, который определяется гидрометеорологическими условиями - штормы, ледовые явления, видимость, обледенение и пр.);
- развитие опасных геологических и гидрометеорологических процессов и явлений;
- высокая стоимость выполнения инженерных изысканий на морском дне и акватории по сравнению с сушей.
4.4 Инженерные изыскания на шельфе следует выполнять согласно СП 47.13330, СП 317.1325800, СП 446.1325800, СП 482.1325800, СП 502.1325800, другими НД, регулирующими выполнение инженерных изысканий для строительства, и настоящим сводом правил.
При выполнении инженерных изысканий на шельфе в исключительной экономической зоне, акватория которой разграничена между несколькими государствами, дополнительно следует руководствоваться НД, установленными международными конвенциями, регламентирующими морскую деятельность.
4.5 Задание на выполнение инженерных изысканий на шельфе (далее - задание) дополнительно к СП 47.13330.2016 (пункты 4.13-4.17) должно содержать:
- сведения о местоположении и размерах участка (ширине притрассовой полосы линейных сооружений) выполнения инженерных изысканий с указанием координат площадки (трассы);
- требования о необходимости обследования морского дна с помощью водолазов и (или) подводных аппаратов (ТНПА, АНПА);
- требования к точности геофизических методов;
- требования к глубине исследований грунтового массива;
- требования о необходимости выполнения дополнительных исследований.
4.6 Программа инженерных изысканий для строительства на шельфе (далее - программа) должна содержать сведения и данные в соответствии с СП 47.13330.2016 (пункты 4.18-4.20), а также:
- сведения о ближайших населенных пунктах, путях сообщения и средствах связи;
- требования к условиям выполнения работ (высота волны, скорость ветра, ледовые условия, экологические ограничения и пр.);
- продолжительность наблюдений за гидрометеорологическим параметрами;
- характеристики судов и иных используемых при выполнении инженерных изысканий плавсредств;
- перечень и режим работы персонала.