Действующий

О методических рекомендациях

     3. Применение результатов единой методики социально-психологического тестирования в построении профилактической работы с обучающимися


Социально-психологическое тестирование обучающихся, направленное на раннее выявление незаконного наркопотребления обучающихся образовательных организаций, является диагностическим компонентом для построения адресной профилактической работы в образовательной организации. Полученные результаты определяют ее направленность и содержание, позволяют оказывать обучающимся своевременную психолого-педагогическую помощь.

Одним из преимуществ методики является возможность создания так называемого профиля обучающегося, класса, школы. Проведение анализа данных по каждой субшкале позволяет определить особенности выраженности тех или иных факторов, демонстрирует проблемные блоки, которые нуждаются в более тщательной работе, особом внимании специалистов, а также обозначает зоны "ресурса", то есть сильные стороны, за счет которых можно повысить эффективность профилактической, психолого-педагогической работы с целевой аудиторией [14].

Описание субшкал приведено в Руководстве по использованию методики социально-психологического тестирования, а также в методических рекомендациях для специалистов, педагогических работников образовательных организаций по использованию результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися [14].

Далее приведены рекомендации по организации профилактической работы с обучающимися как индивидуально, так и в классах/группах, сообразно полученным показателям по субшкалам, в которых наблюдаются повышенные уровни факторов риска и пониженные уровни факторов защиты. Рекомендации разработаны с учетом регионального опыта работы с результатами единой методики социально-психологического тестирования [27; 28].

Рассмотрим феноменологию каждой субшкалы и направления деятельности в рамках организации профилактической, воспитательной и коррекционной работы по результатам тестирования.

1. Потребность в одобрении - это желание получать позитивный отклик в ответ на свое поведение. В гипертрофированном виде переходит в неразборчивое стремление угождать и нравиться всем подряд, лгать, создавать о себе преувеличенно хорошее мнение с целью быть принятым (понравиться).

Подросткам с отклоняющимся поведением свойственно стремление к общению и взаимодействию с другими людьми, что в целом не противоречит возрастной норме коммуникативного развития личности на данном этапе онтогенеза. Вместе с тем они в гораздо большей степени, чем подростки с социально приемлемым поведением, испытывают страх быть отвергнутыми группой, партнерами по общению. Соответственно, боязнь быть отвергнутыми препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми. Такое противоречие мотивов закономерно порождает эмоциональный дискомфорт, внутреннюю напряженность, создает ощущение фрустрации и затрудняет поиск нормативных стратегий общения, вынуждая подростков использовать неадекватные методы взаимодействия с другими людьми. Неудовлетворенность общением, в свою очередь, может приводить к риску возникновения различных девиаций в поведении подростка, в том числе и противоправного характера поведения [1].

Задача: формирование культуры достижений, развитие ассертивности, развитие коммуникативных навыков и свободы самопрезентации.

В обучающей деятельности

Обеспечение возможности самопроявления обучающихся при подготовке проектных работ, докладов и т.п.

Получение обучающимися от педагога и одноклассников поддерживающей, мотивирующей обратной связи при ответах в рамках дисциплины и при проведении оценки учебных результатов и достижений.

В воспитательной и внеурочной деятельности

Создание педагогических ситуаций, способствующих самопроявлению учеников в классном коллективе. Например, организация мероприятий, направленных на сплочение коллектива класса:

игры и тренинги на сплочение и командообразование;

однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;

празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы и т.п.;

иные регулярные внутриклассные мероприятия, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса, самопроявления и самопрезентации [25].

Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению

Реализация в классных коллективах программ формирования уверенного поведения, развитие принятия себя; программ формирования толерантности в общении; формирование навыков принятия конструктивной критики.

2. Подверженность влиянию группы - повышенная восприимчивость к воздействию группы или ее членов, приводящая к подчинению группе, готовности изменить свое поведение и установки.

В онтогенезе человека феномен подчинения более выражен, чем феномен руководства, поскольку каждый человек в своей жизни многократно сталкивается с ситуациями, когда он выступает в качестве подчиненного, управляемого. На протяжении жизни человек подчиняется большому числу значимых для него в целом либо в конкретной ситуации личностей: родителям и родственникам, педагогам, лидерам группы, руководителям, должностным лицам. Отношения господства и подчинения как проявление власти служат механизмом регуляции человека в общественной жизни [36].

Однако несмотря на то, что в некотором смысле склонность человека воспринимать нормы и установки общества как приоритетные или даже единственно допустимые (конформность) необходима, именно повышенная подверженность влиянию группы является фактором риска. Подросток, находящийся еще только в стадии формирования личности, не учится выражать свое мнение, отстаивать свои интересы и быть источником активности. Таким образом, формирование подростка как психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ, при повышенной конформности значительно затруднено.

Задача: развитие "Я-концепции", субъективного контроля, аффилиации, ассертивности, способности выразить собственное мнение.