ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРОТОКОЛ
заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

от 19 марта 2021 года N 1

[О мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности]



     ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ

     Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, председатель Правительственной комиссии

     Е.Н.Зиничев


Присутствовали:

члены Правительственной комиссии

-

А.В.Агафонов, П.Ф.Барышев, Г.О.Бахарев, А.С.Беспрозванных, И.В.Борисевич, В.А.Быков, П.М.Волков, Д.Е.Глушко, Ю.С.Гордеев, Е.П.Грабчак, Н.Н.Гречушкин, И.В.Гучас, И.П.Денисов, М.Ю.Иванков, А.О.Иванов, А.Р.Ким, А.В.Кулешов, Р.Х. Низамов, В.А.Никаноров, Р.В.Новиков, Е.И.Петров, А.М.Серко, А.В.Суханов, Д.В.Ушаков, А.В.Ферапонтов, О.П.Фролов, Д.Х.Хатуов, Ю.А.Швабаускене, Ю.В.Яковлев, С.Н.Ястребов, В.Н.Яцуценко

приглашенные главы субъектов Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций

-

С.В.Виноградов, А.Н.Горшинин, С.В.Ефименко, Р.Н.Лаврентьев, А.Н.Лекомцев, И.А.Максимцев, В.М.Ничипорчук, М.С.Орлов, Г.Л.Осипов, О.А.Плохой, В.В.Свинарев, В.Е.Сойников, А.М.Супруновский, А.П.Торшин, Р.А.Фархатдинов, С.П.Яковлев



I. О готовности к пожароопасному сезону 2021 года в лесах, заповедниках и особо охраняемых природных территориях

     (С.Н.Ястребов, А.В.Агафонов, Е.Н.Зиничев)


Заслушав и обсудив информацию заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации, члена Правительственной комиссии С.Н.Ястребова, заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства, члена Правительственной комиссии А.В.Агафонова о готовности к пожароопасному сезону 2021 года в лесах, заповедниках и особо охраняемых природных территориях, Правительственная комиссия

решила:

1. МЧС России (Е.Н.Зиничев), Минприроды России (А.А.Козлов), Минсельхозу (Д.Н.Патрушев) и Рослесхозу (С.М.Аноприенко) в течение пожароопасного сезона 2021 года обеспечить работу совместных межведомственных групп по контролю за соблюдением запрета на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса.

2. МЧС России (Е.Н.Зиничев) совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) проверить готовность единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований к работе с мобильным приложением "Термические точки" и моделями развития чрезвычайных ситуаций, поступающими в суточном режиме;

б) организовать проведение надзорно-профилактических мероприятий за реализацией органами местного самоуправления мер пожарной безопасности в населенных пунктах, а также садоводческих, огороднических некоммерческих объединениях граждан, детских оздоровительных учреждениях, исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, на объектах энергетики и транспорта, имеющих общую границу с лесными участками и подверженных угрозе перехода на них лесных и других ландшафтных (природных) пожаров;

в) запланировать до 30 марта 2021 года и организовать с учетом климатических особенностей субъектов Российской Федерации проведение смотров готовности сил и средств в рамках проводимых проверок готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС к действиям по предназначению в паводкоопасный период, а также в пожароопасный сезон 2021 года;

г) принять меры по созданию временных постов подразделений пожарной охраны для защиты населенных пунктов в случае установления 4 и 5 классов пожарной опасности в лесах;

д) организовать проведение до 30 апреля 2021 года межведомственного учения с органами управления и силами РСЧС по отработке вопросов, связанных с обеспечением безаварийного пропуска паводков, а также с защитой населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от природных пожаров.

3. МЧС России (Е.Н.Зиничев) во взаимодействии с Росгидрометом (И.А.Шумаков) и Рослесхозом (С.М.Аноприенко) организовать мониторинг ландшафтных (природных) пожаров в пограничных зонах, а также контроль за их переходом на территорию Российской Федерации с учетом прогнозных данных Росгидромета.

4. МЧС России (Е.Н.Зиничев) во взаимодействии с Минприроды России (А.А.Козлов), Рослесхозом (С.М.Аноприенко) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить работу по информационному обмену для принятия управленческих решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе в части мониторинга лесных и других ландшафтных (природных) пожаров.

5. МЧС России (Е.Н.Зиничев):

а) уточнить состав, оснащенность и готовность сил и средств территориальных подсистем РСЧС к реагированию на возможные чрезвычайные ситуации в пожароопасный сезон;

б) обеспечить готовность авиации к реагированию на чрезвычайные ситуации, вызванные прохождением пожароопасного сезона.

6. Рослесхозу (С.М.Аноприенко) в течение пожароопасного сезона обеспечить контроль за привлечением сил и средств, применяемых для профилактики и тушения лесных пожаров, уделив особое внимание оперативности принятия мер по тушению лесных пожаров в первые сутки их возникновения, а также своевременному введению режимов чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

7. Минприроды России (А.А.Козлов) совместно с Рослесхозом (С.М.Аноприенко) и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить подготовку органов государственной власти субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону 2021 года с учетом недостатков, выявленных при организации тушения ландшафтных (природных) пожаров в Южном и Дальневосточном федеральных округах в период пожароопасного сезона 2020 года.

8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить своевременное утверждение планирующих документов по тушению ландшафтных (природных) пожаров, в том числе сводного плана тушения лесных пожаров на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;

б) обеспечить реализацию комплекса инженерно-технических и оперативно-тактических мероприятий, направленных на предотвращение переходов ландшафтных (природных) пожаров на территории населенных пунктов и выполнение первичных мер пожарной безопасности на территориях населенных пунктов;

в) активизировать работу с авиационными компаниями и специализированными организациями по заключению договоров на применение воздушных судов для тушения ландшафтных (природных) и других пожаров;

г) обеспечить выставление временных пожарных постов, выдвижение сил и средств противопожарной службы субъектов Российской Федерации, а также подразделений муниципальной и добровольной пожарной охраны к прогнозируемым местам возникновения пожаров в соответствии с прогнозом возникновения (осложнения) пожароопасной обстановки;

д) обеспечить проведение мероприятий по подготовке к применению авиации для тушения лесных и других ландшафтных (природных) пожаров (организация связи, определение мест забора воды, размещение экипажей и т.д.);

е) обеспечить контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

ж) усилить работу по выявлению лиц, виновных в нарушении Правил пожарной безопасности в лесах и возникновении лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, а также по привлечению их к ответственности;

з) усилить контроль за очисткой территорий, прилегающих к лесам, от горючих материалов;

и) обеспечить своевременное рассмотрение вопросов о складывающейся лесопожарной обстановке в субъекте Российской Федерации на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;

к) обеспечить круглосуточный режим работы региональных пунктов диспетчерского управления охраны лесов от пожаров;

л) организовать работу совместных межведомственных оперативных групп на муниципальном уровне с участием заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по недопущению возникновения лесных и других ландшафтных (природных) пожаров и нарушения Правил пожарной безопасности в лесах;

м) обеспечить своевременное введение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах и контроль за его функционированием, а также доведение информации о действующих режимах до местного населения;

н) организовать во взаимодействии с территориальными органами МЧС России и Рослесхоза проведение мероприятий по контролю за своевременной очисткой от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов земель, прилегающих к лесным насаждениям, прокладке минерализованных (противопожарных) полос на этих землях;

о) обеспечить подготовку специализированных учреждений по охране лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации к пожароопасному сезону 2021 года, в том числе обучение специалистов указанных учреждений.

II. Об обеспечении готовности к безаварийному пропуску паводковых вод в 2021 году

     (В.А.Никаноров, Е.Н.Зиничев)


Заслушав и обсудив информацию заместителя руководителя Федерального агентства водных ресурсов, члена Правительственной комиссии В.А.Никанорова об обеспечении готовности к безаварийному пропуску паводковых вод в 2021 году, Правительственная комиссия

решила:

1. МЧС России (Е.Н.Зиничев):

а) совместно с Минприроды России (А.А.Козлов), Минобороны России (С.К.Шойгу), МВД России (В.А.Колокольцев), Минэнерго России (Н.Г.Шульгинов), Минздравом России (М.А.Мурашко), Минсельхозом России (Д.Н.Патрушев), Минтрансом России (В.Г.Савельев), Минстроем России (И.Э.Файзуллин), Росводресурсами (Д.М.Кириллов), Росгидрометом (И.А.Шумаков), Ростехнадзором (А.В.Трембицкий), Ространснадзором (В.Ф.Басаргин), Росморречфлотом (А.В.Лаврищев), Росавтодором (Р.В.Новиков), Росгвардией (В.В.Золотов), Роспотребнадзором (А.Ю.Попова) и ГК "Роскосмос" (Д.О.Рогозин) сформировать межведомственную рабочую группу для контроля за прохождением паводкоопасного периода и организовать ее работу с 1 апреля 2021 года;

б) уточнить состав, оснащенность и готовность сил и средств территориальных подсистем РСЧС к реагированию на возможные чрезвычайные ситуации в паводкоопасный период;

в) разработать и направить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации методические рекомендации по планированию действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном, муниципальном и объектовом уровнях;

г) обеспечить готовность авиации к реагированию на чрезвычайные ситуации, вызванные прохождением весеннего половодья;

д) запланировать дежурство экипажей и воздушных судов с обеспечением своевременного реагирования на заявки субъектов Российской Федерации по применению авиации;

е) во взаимодействии с Росводресурсами (Д.М.Кириллов), Росгидрометом (И.А.Шумаков) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить работу по информационному обмену для принятия управленческих решений по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе в части мониторинга паводков.

2. МЧС России (Е.Н.Зиничев) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) сформировать оперативные группы территориальных органов МЧС России для проведения работ по мониторингу и моделированию гидрологической обстановки в бассейнах рек на территориях субъектов Российской Федерации и организовать их работу с привлечением беспилотных авиационных систем в районах, подверженных подтоплению в паводкоопасном периоде 2021 года;

б) организовать мероприятия по мониторингу и моделированию гидрологической обстановки на паводкоопасных участках в бассейнах рек в период прохождения весеннего половодья;

в) подготовить план применения воздушных судов и беспилотных авиационных систем для бесперебойной работы оперативных групп на паводко- и затороопасных участках в бассейнах рек на территориях субъектов Российской Федерации при выполнении мероприятий по мониторингу и моделированию гидрологической обстановки;

г) определить паводко- и затороопасные участки в бассейнах рек на территориях субъектов Российской Федерации с учетом риска нарушения жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики;

д) привлечь к работе при организации деятельности оперативных групп территориальных органов МЧС России должностных лиц (представителей) заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, к полномочиям которых относится решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе вопросов по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

е) обеспечить контроль готовности единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований к работе с моделями развития чрезвычайных ситуаций, поступающих в суточном режиме в период прохождения весеннего половодья.

3. Госкорпорации "Роскосмос" (Д.О.Рогозин) обеспечить получение с максимально возможной периодичностью высокодетальных оптических снимков дистанционного зондирования Земли по районам паводков, чрезвычайных ситуаций и районам с высоким риском возникновения чрезвычайных ситуаций, в случае ухудшения обстановки активировать "Международную Хартию по космосу и крупным катастрофам".

4. Росгидромету (И.А.Шумаков):

а) обеспечить оперативное доведение экстренной информации об опасных гидрометеорологических явлениях;

б) организовать открытие временных гидрологических постов для осуществления постоянного мониторинга за изменениями гидрологической обстановки. В случае ухудшения обстановки предусмотреть переход на круглосуточный режим работы;

в) обеспечить информирование федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, населения о фактическом и ожидаемом состоянии водных объектов, возможном затоплении населенных пунктов.

5. Росморречфлоту (А.В.Лаврищев) обеспечить готовность ледокольной группы для проведения мероприятий, направленных на безаварийный пропуск паводковых вод.

6. Ростехнадзору (А.В.Трембицкий) совместно с Ространснадзором (В.Ф.Басаргин) во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить контроль за состоянием гидротехнических сооружений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в период прохождения весеннего половодья 2021 года.

Особое внимание уделить состоянию бесхозяйных гидротехнических сооружений и гидротехническим сооружениям с промышленными отходами (шлакохранилища, хвостохранилища и др.).

7. Росводресурсам (Д.М.Кириллов) совместно с Росгидрометом (И.А.Шумаков), Минэнерго России (Н.Г.Шульгинов) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить предполоводную сработку водохранилищ в целях создания свободных емкостей, необходимых для обеспечения безаварийного пропуска половодья и паводков 2021 года, при этом особое внимание уделить Волжско-Камскому каскаду;

б) обеспечить инженерную защиту в первоочередном порядке территорий населенных пунктов, примыкающих к водным объектам и испытывающих максимальные техногенные воздействия от потоков при пропуске половодья и паводков, в ходе регулирования стока через гидроузлы;

в) обеспечить контроль за соблюдением собственниками и эксплуатирующими организациями гидротехнических сооружений установленных режимов пропуска половодья;

г) обеспечить оптимальный режим работы гидроузлов Волжско-Камского каскада исходя из складывающейся водохозяйственной обстановки с целью бесперебойного водо-, тепло- и энергоснабжения населения и объектов экономики.

8. Минстрою России (И.Э.Файзуллин) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить в период весеннего половодья и летне-осенних паводков готовность водоочистных, канализационных сооружений.

9. Россельхознадзору (С.А.Данкверт), Росприроднадзору (С.Г.Родионова) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 30 апреля 2021 года провести учет всех сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям и мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, попадающих в зоны возможного затопления, определить хозяйственную принадлежность (балансодержателя) этих объектов и совместно с Роспотребнадзором (А.Ю.Попова) обеспечить контроль за их обустройством в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями.

10. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»