Положение о федеральной подсети МЧС России сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения
1. Настоящее Положение определяет порядок функционирования федеральной подсети МЧС России сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее - СНЛК МЧС России) в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей радиационного, химического и биологического (далее - РХБ) характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) РХБ характера.
2. Опасности РХБ характера - это возможность возникновения обстоятельств, при которых радиоактивные, химические (боевые отравляющие, аварийно химически опасные) вещества, патогенные биологические агенты или иные опасные вещества и (или) их сочетание могут привести (приведут) к человеческим жертвам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, значительным материальным потерям и (или) нарушению условий жизнедеятельности людей.
3. Федеральная подсеть СНЛК МЧС России представляет собой совокупность действующих специализированных подразделений и служб МЧС России, осуществляющих функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой на территории Российской Федерации (далее - учреждения СНЛК), и является составной частью сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
4. Учреждения СНЛК МЧС России - это подразделения научных и иных организаций МЧС России, осуществляющих проведение лабораторных исследований и анализов окружающей среды, а также подразделения РХБ защиты спасательных воинских формирований, специализированных пожарно-спасательных частей, региональных поисково-спасательных отрядов, нештатные посты РХБ наблюдения главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных им подразделений, которые в мирное время (в соответствии с возложенными на них задачами) осуществляют функции по контролю за РХБ обстановкой на территории Российской Федерации.
5. Основными задачами федеральной подсети СНЛК МЧС России являются:
а) наблюдение, своевременное обнаружение опасностей возникновения радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (далее - окружающая среда), экспресс-индикация возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных, патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека и животных, а также представление сведений о возникновении возможных опасностей;
б) организация и проведение РХБ разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению.
6. Основными функциями федеральной подсети СНЛК МЧС России являются:
а) наблюдение и лабораторный контроль за состоянием РХБ обстановки;
б) установление методами экспресс-индикации наличия в окружающей среде патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека и животных;
в) отбор и доставка проб в специализированные лаборатории для проведения исследований по определению загрязненности радиоактивными веществами, зараженности отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами;
г) выработка предложений по повышению эффективности деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения в условиях опасностей РХБ характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
7. Функционирование федеральной подсети СНЛК МЧС России на территории Российской Федерации начинается с введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
8. В случае отсутствия угрозы возникновения опасностей РХБ характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, федеральная подсеть СНЛК МЧС России функционирует в следующих режимах:
а) повседневная деятельность - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации с наличием РХБ опасного фактора;
б) повышенная готовность - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации с наличием РХБ опасного фактора;
в) чрезвычайная ситуация - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации с наличием РХБ опасного фактора.
9. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная РХБ обстановка) функционирование федеральной подсети СНЛК МЧС России осуществляется в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом, и в соответствии с уставами, ведомственными положениями, регламентами и инструкциями.
10. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении ЧС РХБ характера и угрозе военных конфликтов) на основании данных оценки РХБ обстановки в зоне возможной ЧС учреждения СНЛК МЧС России выполняют следующие мероприятия:
а) оповещение и сбор личного состава специализированных подразделений и служб МЧС России, осуществляющих функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой;
б) перевод их на усиленный режим работы;
в) проверка готовности к убытию в зону возможных ЧС РХБ характера;
г) приведение в готовность к выходу и применению автомобильной, спасательной, специальной и другой техники. Подготовка оборудования, снаряжения, имущества, а также средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания - в соответствии с утвержденными расчетами или особыми распоряжениями;
д) организация взаимодействия с оперативными группами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организациями по оповещению и информированию населения об угрозе возникновения ЧС РХБ характера и порядке их действий;
е) организация работы оперативных штабов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (центров поддержки принятия решений) на базе органов управления учреждений СНЛК МЧС России;
ж) уточнение мероприятий, касающихся порядка действий (взаимодействия) учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения в зависимости от параметров складывающейся РХБ обстановки;