Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 августа 2021 N 2162-р

Об утверждении Концепции развития водородной энергетики в Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития водородной энергетики в Российской Федерации (далее - Концепция).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Концепции при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением  Правительства
Российской Федерации
от 5 августа 2021 года N 2162-р

Концепция развития водородной энергетики в Российской Федерации


I. Общие положения

1. Концепция развития водородной энергетики в Российской Федерации (далее - Концепция) определяет цели, задачи, стратегические инициативы и ключевые меры по развитию водородной энергетики в Российской Федерации на среднесрочный период до 2024 года, долгосрочный период до 2035 года, а также основные ориентиры на перспективу до 2050 года.

2. Концепция разработана в соответствии с планом мероприятий "Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 2634-р.

3. Реализация Концепции осуществляется в рамках государственной энергетической политики Российской Федерации. Концепция дополняет и конкретизирует Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р, в части развития водородной энергетики.

4. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и следующие акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации:

а) Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации";

б) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

в) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

г) Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. N 666 "О сокращении выбросов парниковых газов";

д) Указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2021 г. N 76 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений";

е) Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

ж) Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

з) Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р.

II. Анализ ситуации и перспективы развития водородной энергетики

5. В настоящее время климатическая повестка становится значимым фактором изменений в мировой экономике и энергетике. В качестве одной из приоритетных целей мировой экономики рассматриваются замедление процесса глобального потепления, а также развитие отраслей экономики при низком уровне выбросов парниковых газов (низкоуглеродная экономика). Российская Федерация присоединилась к Парижскому соглашению по климату, которое было подписано от имени Российской Федерации 22 апреля 2016 г. и принято постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. N 1228 "О принятии Парижского соглашения", чем поддержала международные усилия по противодействию изменению климата, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

6. Для достижения целей Парижского соглашения по климату Российская Федерация осуществляет государственную политику в области климата, направленную на сокращение и предотвращение антропогенных выбросов парниковых газов, в том числе за счет расширения сфер применения энергоносителей с низким углеродным следом и внедрения наилучших доступных технологий.

7. Водород может быть использован для накопления, хранения и доставки энергии и рассматривается в качестве перспективного энергоносителя и инструмента для решения задач по развитию низкоуглеродной экономики и снижению антропогенного влияния на климат. Основными преимуществами водорода являются возможность его получения из различных источников и отсутствие выбросов углекислого газа при его использовании в качестве энергоносителя.

8. В мире в настоящее время наблюдается повышение внимания к развитию водородного направления. Многие страны мира приняли специализированные государственные стратегии и дорожные карты по развитию водородной энергетики. Для Российской Федерации развитие отечественной водородной энергетики является естественным ходом развития науки и технологий и продолжением традиционного для нашей страны ресурсосберегающего подхода.

9. Текущий ежегодный мировой спрос на водород оценивается в объеме 116 млн. тонн, при этом на чистый водород приходится 74 млн. тонн в год, еще около 42 млн. тонн водорода используется в смеси с другими газами в качестве сырья или топлива при производстве тепловой и электрической энергии. Более 95 процентов мирового потребления водорода приходится на традиционные отрасли (в первую очередь на нефтепереработку и химическую промышленность), самостоятельно обеспечивающие собственные потребности в водороде за счет его производства на специализированных установках непосредственно в месте потребления.

10. В структуре мирового производства чистого водорода 75 процентов приходится на природный газ, почти весь остальной объем (23 процента) - на уголь. На долю электролиза в настоящее время приходится 2 процента мирового производства водорода.

11. В настоящее время глобальный рынок водорода как энергоносителя отсутствует. Развитие технологий и масштабирование водородной энергетики в будущем смогут сформировать достаточно крупный рынок. Характер этого рынка с учетом развития соответствующих технологий может быть как глобальным с крупнотоннажными перевозками водорода от центров производства к центрам потребления по аналогии с рынками нефти и сжиженного природного газа, так и локальным, при котором производство и потребление будут сосредоточены в рамках одних и тех же стран или небольших регионов. Российская Федерация как потенциальный крупный поставщик и потребитель водорода заинтересована в формировании как глобального рынка водородных энергоносителей, так и национального рынка на основе отечественных технологий и промышленной продукции, а также в полноправном участии во всех глобальных процессах, связанных с формированием рынка, на условиях открытого и справедливого международного сотрудничества.

12. Прогнозы развития мировой водородной энергетики и глобального рынка водорода в настоящее время имеют высокую степень неопределенности и широкий диапазон оценок и обусловлены не только экономическими, но и политическими факторами. С учетом потребности в водороде при реализации национальных программ развития водородной энергетики стран Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и США дополнительный мировой спрос на водород может составить 40 - 170 млн. тонн в год к 2050 году в зависимости от темпов развития мировой низкоуглеродной экономики и скорости освоения и развития водородных технологий, что, в свою очередь, будет во многом зависеть от реализации механизмов государственной поддержки.

13. Основным критерием оценки технологий водородной энергетики с точки зрения воздействия на климат должен являться объем выбросов углекислого газа на протяжении жизненного цикла водородных энергоносителей (углеродный след). Целям развития мировой низкоуглеродной экономики соответствует водород, полученный с использованием технологий, имеющих низкий углеродный след (далее - низкоуглеродный водород). Низкоуглеродным считается водород, полученный:

из ископаемых топлив, в том числе с применением технологий улавливания углекислого газа, пиролиза углеводородного сырья (технология получения водорода с одновременным получением элементарного углерода) и аналогичных технологий;

методом паровой конверсии природного газа с использованием тепловой энергии атомной энерготехнологической станции с обеспечением улавливания углекислого газа;

методом электролиза воды с использованием электроэнергии атомной электростанции, гидроэлектростанции, возобновляемых источников энергии и электроэнергии энергосистемы при условии обеспечения соответствующего углеродного следа.

Кроме того, низкоуглеродным считается водород, углеродный след которого компенсирован за счет реализации климатических проектов (проектов по сокращению выбросов и (или) увеличению поглощения углекислого газа).

Для классификации водорода в зависимости от его углеродного следа необходимы развитие национальной, межгосударственной и международной системы стандартизации и сертификации, а также разработка методик оценки жизненного цикла с учетом различных способов производства, хранения, транспортировки и применения водорода. Формирование глобального рынка водорода предполагает дальнейшие совместные шаги государств по разработке единой международной классификации водорода с учетом оценки углеродного следа при использовании каждой из доступных технологий производства водорода.

14. В настоящее время наиболее экономически эффективным способом получения водорода с низким углеродным следом является его централизованное производство на базе технологий паровой конверсии метана и газификации угля с обеспечением улавливания углекислого газа, а также методом электролиза воды на базе электроэнергии атомной электростанции и гидроэлектростанции. Наиболее экологичный способ производства водорода методом электролиза воды на базе электроэнергии возобновляемых источников энергии существенно дороже способов производства из ископаемого сырья. При реализации проектов производства водорода ключевыми факторами конкурентоспособности будут являться стоимость водорода и его углеродный след.

15. В качестве основных факторов обеспечения конкурентоспособности водорода, произведенного методом электролиза воды, рассматривается перспективное снижение капитальных затрат на электролизеры (в том числе за счет разработки новых типов), а также стоимости электроэнергии возобновляемых источников энергии и атомной электростанции. При реализации сценария ускоренного развития при низком уровне выбросов парниковых газов стоимость водорода, произведенного на базе возобновляемых источников энергии, к 2050 году может снизиться до уровня менее 2 долларов США за килограмм. Таким образом, в перспективе до 2050 года стоимость водорода, произведенного на базе возобновляемых источников энергии, может стать конкурентоспособной относительно стоимости низкоуглеродного водорода, произведенного из ископаемых видов топлива.

16. С учетом перечисленных факторов в период до 2035 года в качестве приоритетных направлений рассматривается производство низкоуглеродного водорода из ископаемого сырья, в том числе с применением технологий улавливания углекислого газа, на базе атомной энерготехнологической станции (с обеспечением улавливания углекислого газа), методом электролиза воды на базе атомной электростанции, гидроэлектростанции и электроэнергии энергосистемы при условии обеспечения соответствующего углеродного следа, а также на базе мощностей возобновляемых источников энергии в тех регионах, где себестоимость производимого на базе таких источников водорода является конкурентоспособной.

17. В качестве приоритетных новых технологий производства водорода с более низкими удельными энергозатратами и меньшими выбросами углекислого газа, которые в перспективе позволят снизить стоимость производства водорода, в первую очередь рассматриваются пиролиз углеводородного сырья и получение водорода различными способами на базе атомной энерготехнологической станции.

18. Технологии транспортировки и хранения водорода являются одним из наиболее значимых сдерживающих факторов для развития мировой водородной энергетики, поскольку технологии, применяемые в настоящее время, недостаточно отработаны в промышленности, имеют неудовлетворительные технико-экономические показатели и приводят к существенному увеличению стоимости водорода. В качестве приоритетных способов крупнотоннажной транспортировки водорода рассматривается транспортировка трубопроводным транспортом, различными видами транспорта в сжиженном или компримированном состоянии, а также в связанном состоянии в виде аммиака или жидких органических носителей. Кроме того, серьезным сдерживающим фактором являются технологии улавливания, хранения, транспортировки и использования углекислого газа. В настоящее время продолжаются активный научно-технический поиск новых технологий и совершенствование традиционных технологий, от которых будет зависеть будущее водородной энергетики.

19. Одним из ключевых факторов, который будет способствовать глобальному внедрению водородной энергетики, станет развитие технологий применения водородных энергоносителей в различных секторах экономики (в том числе нефтехимической, электроэнергетической, химической и металлургической промышленности, в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте и робототехнике), в том числе расширение применения топливных элементов, газовых турбин и других водородных энергетических установок.

III. Место и роль водородной энергетики в обеспечении энергетической безопасности Российской Федерации

20. Вызовы и угрозы для топливно-энергетического комплекса и экономики Российской Федерации, связанные с переходом к развитию мировой низкоуглеродной экономики, включают:

а) замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы, в том числе вследствие замещения ископаемых топлив другими видами энергоресурсов, включая возобновляемые источники энергии, влекущие за собой сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков;

б) усиление конкуренции экспортеров энергоресурсов, в том числе в связи с появлением новых экспортеров;

в) технологическое отставание от других стран в области технологий в сфере энергетики, в том числе технологий использования возобновляемых, атомных и других низкоуглеродных источников энергии, цифровых и интеллектуальных технологий;

г) дискриминацию российских организаций промышленности и топливно-энергетического комплекса на мировых рынках путем изменения международного нормативно-правового регулирования, в том числе под предлогом реализации климатической и экологической политики, в частности введение трансграничного углеродного регулирования и ограничений на инвестиции в промышленность и энергетику;

д) повышение требований к углеродоемкости продукции и развитие нормативной базы в области регулирования выбросов углекислого газа в странах Европейского союза, Азиатско-Тихоокеанского региона и США.

21. Развитие водородной энергетики позволит снизить риски, связанные с указанными в пункте 20 настоящей Концепции вызовами и угрозами, и оказать положительный эффект на экономику Российской Федерации за счет диверсификации структуры экспорта, снижения углеродного следа поставляемой на экспорт промышленной продукции и привлечения инвестиций в проекты производства и применения водорода. Основными возможностями для Российской Федерации, связанными с перспективным развитием водородной энергетики, являются:

а) диверсификация экспортных поставок энергоносителей и увеличение добавленной стоимости экспортируемых энергоресурсов, а также сохранение спроса на экспортируемый природный газ путем развития технологий и проектов низкоуглеродного производства водорода из российского природного газа в максимальной близости к конечным потребителям за рубежом;

б) снижение углеродоемкости промышленной продукции, экспортируемой из Российской Федерации в страны, где в перспективе возможно введение государственных механизмов трансграничного углеродного регулирования;

в) достижение нового технологического уровня производственной базы топливно-энергетического комплекса Российской Федерации с обеспечением его конкурентоспособности и устойчивости в долгосрочной перспективе;

г) развитие отечественных технологических компетенций в области водородной энергетики с обеспечением импортозамещения и дальнейшим переходом к экспорту технологий и промышленной продукции на зарубежные рынки;

д) снижение негативного воздействия на окружающую среду вследствие применения новых энергоносителей, наилучших доступных технологий и расширения использования возобновляемых источников энергии, атомных электростанций и других источников энергии с низким уровнем выбросов углекислого газа;

е) развитие изолированных регионов и систем энергоснабжения, а также снижение зависимости от северного завоза;

ж) увеличение занятости населения, создание высокотехнологичных рабочих мест, развитие науки и образования;

з) создание дополнительных возможностей развития отечественной энергетики с низким уровнем выбросов углекислого газа.

22. Экономически целесообразное применение водорода на внутреннем рынке Российской Федерации будет способствовать привлечению инвестиций, снятию внешнеэкономических рисков и выполнению обязательств в области противодействия изменению климата. В первую очередь применение водородных технологий может осуществляться на экспортно ориентированных промышленных предприятиях, так как использование водорода будет способствовать снижению рисков, связанных с трансграничным углеродным регулированием, и обеспечит снижение углеродного следа экспортируемой продукции. Кроме того, приоритетными направлениями должны стать развитие водородного транспорта, робототехники, локального производства и применения водорода (в том числе для энергоснабжения изолированных территорий), включая технологии топливных элементов, газовых турбин и других водородных энергетических установок, которые в перспективе могут стать экспортными продуктами.

23. Российская Федерация обладает значительными конкурентными преимуществами для производства и экспорта водорода по сравнению с другими странами. К основным конкурентным преимуществам при производстве и потенциальном экспорте водорода относятся следующие:

а) наличие энергетического потенциала (электроэнергии с низкими удельными выбросами углекислого газа, значительного солнечного и ветропотенциала) и значительных природных ресурсов, необходимых для производства сравнительно дешевого низкоуглеродного водорода;

б) наличие недозагруженных генерирующих мощностей в Единой энергетической системе Российской Федерации, а также возможность строительства новых генерирующих объектов низкоуглеродной энергетики (атомные электростанции, гидроэлектростанции, возобновляемые источники энергии);

в) значительный опыт применения в промышленности технологий паровой конверсии метана и электролиза (нефтепереработка, химическая промышленность, электростанции);

г) развитая научно-техническая база, особенно в области технологий производства водорода из ископаемого сырья, атомной энергетики, электролиза воды и топливных элементов;

д) выгодное географическое положение, открывающее возможность для формирования цепочек поставки водорода в крупнейшие прогнозируемые центры его потребления в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе со сравнительно коротким логистическим плечом.