УТВЕРЖДЕНО
протоколом
Президиума ФАС России
от 2 июля 2021 года N 4
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 2 июля 2021 года N 20
О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
Настоящие разъяснения разработаны в связи с принятием Федерального закона от 01 марта 2020 года N 33-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", а также в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" в части обеспечения стимулирования хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Закон о защите конкуренции - Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Антимонопольный комплаенс - система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Антимонопольные комплаенс-риски - риски нарушения антимонопольного законодательства, связанные с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности.
Термины "антимонопольное законодательство", "система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", "хозяйствующий субъект" используются в значениях, содержащихся в Законе о защите конкуренции.
Термины "комплаенс-риск", "идентификация риска", "оценка комплаенс-риска", "источник риска" используются в значениях, содержащихся в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения".
Настоящие разъяснения подготовлены в целях единообразного применения антимонопольного законодательства при рассмотрении ФАС России обращений хозяйствующих субъектов об установлении соответствия внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе, указанного в части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, или проекта внутреннего акта (проектов внутренних актов) требованиям антимонопольного законодательства в порядке части 5 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции.
Рекомендации, изложенные в настоящих разъяснениях, призваны оказать содействие хозяйствующим субъектам в организации эффективного антимонопольного комплаенса. При этом антимонопольный комплаенс конкретного хозяйствующего субъекта может учитывать особенности его внутренней структуры, количество работников, отрасль экономики, в которой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность, и иные параметры.
Неприменение рекомендаций (полностью или частично) в части, не касающейся требований статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, не исключает соответствия внутреннего акта (внутренних актов) хозяйствующего субъекта об антимонопольном комплаенсе Закону о защите конкуренции, а также эффективности антимонопольного комплаенса.
Кроме того, в данных разъяснениях изложена позиция ФАС России по вопросам осуществления отдельных полномочий ФАС России в контексте организации хозяйствующими субъектами антимонопольного комплаенса.
Согласно части 1 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции в целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения хозяйствующий субъект вправе организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Таким образом, организация антимонопольного комплаенса является правом хозяйствующего субъекта, решение о его организации принимается хозяйствующим субъектом исключительно добровольно и остается полностью на его усмотрение.
Основными целями антимонопольного комплаенса являются (1) обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом и (2) предупреждение нарушений антимонопольного законодательства в деятельности хозяйствующего субъекта.
В долгосрочной перспективе организация антимонопольного комплаенса может способствовать повышению эффективности и успешности деятельности хозяйствующего субъекта.
При организации антимонопольного комплаенса хозяйствующему субъекту рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
1) заинтересованность руководства хозяйствующего субъекта в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, а также вовлеченность работников хозяйствующего субъекта в реализацию положений внутреннего акта об антимонопольном комплаенсе;
2) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
3) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса, а также постоянное совершенствование и повышение эффективности антимонопольного комплаенса.
Если изначально внутренний акт (внутренние акты) об антимонопольном комплаенсе, программные инструменты, обучающие материалы и другие документы антимонопольного комплаенса составлены на иностранном языке, их перевод на русский язык не обязателен при условии, что уровень знаний иностранного языка работников - граждан Российской Федерации, применяющих указанные документы (инструменты) в своей деятельности, позволяет довести до них содержание таких документов (инструментов).
Хозяйствующий субъект может выполнить перевод составленных на иностранном языке документов на русский или иной язык по своему усмотрению, например, в части основополагающих положений внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе и (или) основных обучающих материалов по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.
При направлении в адрес ФАС России внутреннего акта (внутренних актов) или проекта внутреннего акта (проектов внутренних актов), регулирующих вопросы, указанные в части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, для установления их соответствия требованиям антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект должен выполнить надлежащий перевод указанных документов на русский язык в случае, если они составлены на иностранном языке.
Антимонопольный комплаенс исходит из самостоятельно определенных потребностей хозяйствующего субъекта, учитывая возникающие в деятельности такого хозяйствующего субъекта риски нарушения антимонопольного законодательства. Соответственно, рекомендации, изложенные в данных разъяснениях, могут применяться с учетом размера, структуры, отраслевой специфики, характера деятельности хозяйствующего субъекта и иных параметров.
Одним из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", является стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Стимулами для организации хозяйствующим субъектом антимонопольного комплаенса являются:
1) снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства и, как следствие, риска наступления негативных для хозяйствующего субъекта последствий, в частности взыскания штрафов, убытков, причинения вреда репутации, расходов на юридические услуги, признания недействительными сделок, привлечения должностных лиц хозяйствующего субъекта к административной или уголовной ответственности;
2) увеличение длительности периодов между проведением ФАС России плановых проверок хозяйствующих субъектов с трех до пяти лет или непроведение ФАС России таких проверок в отношении хозяйствующего субъекта. Так, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01 марта 2018 года N 213 "Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации" функционирование у хозяйствующего субъекта в течение не менее одного года на день принятия решения о присвоении (изменении) категории риска системы правовых и организационных мер, направленных на соблюдение таким хозяйствующим субъектом требований антимонопольного законодательства, предусмотренной внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты применяются к хозяйствующему субъекту, является одним из условий для снижения категории риска со среднего и умеренного до умеренного и низкого соответственно;
3) самостоятельное выявление нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом позволяет ему добровольно заявить в ФАС России о заключении им соглашения (об осуществлении согласованных действий), недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, что является основанием для освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности или для наложения административного штрафа в минимальном размере за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4, 6 и 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), при выполнении условий статьи 14.32 КоАП РФ .
Частью 5 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что хозяйствующий субъект вправе направить в ФАС России внутренний акт (внутренние акты) или проект внутреннего акта (проекты внутренних актов), регулирующий вопросы, указанные в части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, для установления его соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Обращение в ФАС России является исключительно добровольным и имеет своей целью получение мотивированной позиции ФАС России о соответствии положений внутреннего акта (внутренних актов) хозяйствующего субъекта об антимонопольном комплаенсе требованиям антимонопольного законодательства, в том числе о наличии в таком акте (в таких актах) всех обязательных элементов, предусмотренных частью 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции.
Отсутствие обращения хозяйствующего субъекта в ФАС России для установления соответствия внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе или проекта внутреннего акта (проектов внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе требованиям антимонопольного законодательства не влияет на оценку законности и эффективности организованного им антимонопольного комплаенса в последующем, например, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или дела об административном правонарушении.
Обращение об установлении соответствия внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе требованиям антимонопольного законодательства может быть оформлено письменно в свободной форме со ссылкой на часть 5 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, с приложением внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов).
Обращение направляется в федеральный антимонопольный орган (Центральный аппарат ФАС России).
Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства может содержаться как в одном, так и в нескольких внутренних актах об антимонопольном комплаенсе (пункт 24 статьи 4 Закона о защите конкуренции). Соответствующий акт (акты) могут быть представлены в форме проектов либо уже принятых локальных нормативных актов хозяйствующего субъекта (часть 5 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции).
Представляемый в ФАС России внутренний акт (внутренние акты) об антимонопольном комплаенсе или его проект (их проекты) должен быть направлен на организацию хозяйствующим субъектом внутренней системы обеспечения соответствия его деятельности требованиям антимонопольного законодательства и согласно части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции в обязательном порядке должен содержать:
1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности;
2) меры, направленные на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением своей деятельности;
3) меры, направленные на осуществление хозяйствующим субъектом контроля за функционированием системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
4) порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с внутренним актом (внутренними актами);
5) информацию о должностном лице, ответственном за функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Хозяйствующий субъект вправе при определении содержания внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе ограничиться только обязательными элементами, установленными частью 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, или установить в таком акте (актах) дополнительные требования к организации антимонопольного комплаенса. Включение дополнительных требований является правом хозяйствующего субъекта и остается полностью на его усмотрение (часть 3 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции).
Для признания акта (актов) об антимонопольном комплаенсе или его проекта (проектов) соответствующим (соответствующими) части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции положения такого акта (его проекта) или актов (их проектов) должны отражать все установленные данной нормой элементы.
Формальное наименование локального нормативного акта хозяйствующего субъекта внутренним актом об антимонопольном комплаенсе, при отсутствии указанных выше обязательных элементов, является основанием для вывода о несоответствии такого локального нормативного акта части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции.
При подготовке акта об антимонопольном комплаенсе (его проекта) хозяйствующий субъект может руководствоваться рекомендациями, приведенными в пункте 4 раздела V настоящих разъяснений.
Если описание какого-либо из элементов, перечисленных в части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, содержится в ином внутреннем акте хозяйствующего субъекта, такой акт также должен быть представлен в ФАС России в соответствии с частью 5 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции. В качестве примеров можно привести:
требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности, могут содержаться в "карте рисков";
меры, направленные на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства, могут содержаться в "дорожной карте", подготовленной по итогам оценки таких рисков;
порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе может быть установлен приказом руководителя хозяйствующего субъекта;
информация о должностном лице, ответственном за функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, может содержаться в приказе о назначении такого должностного лица, его проекте (проектах), а также в должностной инструкции или трудовом договоре.
ФАС России в течение тридцати дней рассматривает направленный хозяйствующим субъектом внутренний акт (внутренние акты), указанный в части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, или проект внутреннего акта (проекты внутренних актов) и дает заключение об их соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. Данный срок начинает исчисляться на следующий день со дня поступления вышеуказанных документов в ФАС России.
В ходе рассмотрения внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов) ФАС России не только устанавливает, содержит ли направленный хозяйствующим субъектом внутренний акт (внутренние акты) об антимонопольном комплаенсе или его проект (их проекты) все обязательные элементы, предусмотренные частью 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, но и проверяет их на наличие положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
Результатом рассмотрения является мотивированное заключение ФАС России о соответствии либо несоответствии направленного хозяйствующим субъектом внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов) требованиям антимонопольного законодательства.
Если внутренний акт (внутренние акты) об антимонопольном комплаенсе или его проект (их проекты) содержит все обязательные элементы, предусмотренные частью 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, и данный акт (акты) не содержит противоречащих антимонопольному законодательству положений, ФАС России дает заключение о его (их) соответствии требованиям антимонопольного законодательства (далее также - положительное заключение).
Получение хозяйствующим субъектом положительного заключения до даты опубликования настоящих разъяснений не влечет необходимости повторного рассмотрения ФАС России внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов) для установления его (их) соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
При отсутствии в представленном внутреннем акте (внутренних актах) об антимонопольном комплаенсе или его проекте (их проектах) какого-либо из элементов, предусмотренных частью 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, и (или) при наличии в данном акте (данных актах) или его проекте (их проектах) противоречащих антимонопольному законодательству положений ФАС России дает заключение о его (их) несоответствии требованиям антимонопольного законодательства (далее также - отрицательное заключение).