ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2021 года N 1074

О федеральном государственном горном надзоре



В соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации "О недрах" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном горном надзоре.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. N 39 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и о внесении изменений в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 6, ст.651);

пункт 26 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст.2999).

3. Плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 год в рамках государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (государственного горного надзора), дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 г., подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного горного надзора в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющейся органом государственного горного надзора, в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 года N 1074

     

Положение о федеральном государственном горном надзоре

     

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного горного надзора (далее - горный надзор) на участках недр, предоставленных пользователям недр (далее - объекты пользования недрами).

2. Горный надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами (далее - орган горного надзора).

3. Предметом горного надзора является:

а) соблюдение юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими деятельность на объектах пользования недрами, обязательных требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, установленных Законом Российской Федерации "О недрах" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением требований, являющихся предметом федерального геологического контроля (надзора) (далее - обязательные требования), в том числе:

требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, установленными лицензиями на пользование недрами;

требований при реализации планов и схем развития горных работ, технических проектов и иной документации на осуществление работ, связанных с пользованием недрами;

требований по проведению комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ, связанных с пользованием недрами, и прогнозирования опасных ситуаций, по своевременному определению и нанесению на планы горных работ опасных зон, по ведению геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе пользования недрами и обеспечению ее сохранности;

требований по организации и осуществлению систематического контроля за состоянием рудничной (карьерной) атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пыли;

требований по осуществлению специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;

требований по управлению деформационными процессами горного массива;

требований по обеспечению безопасности горных выработок, включая скважины, и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах горного отвода участка недр, предоставленного в пользование (объекта пользования недрами), сохранности горных выработок, которые могут быть использованы в процессе пользования недрами, а также требований, связанных с пользованием недрами, при ликвидации и консервации объектов пользования недрами или их участков и (или) горных выработок, не подлежащих использованию;

требований по разработке и проведению мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций;

требований по организации пользователем недр геологического и (или) маркшейдерского контроля при определении (обосновании) границ горных отводов, границ ведения горных и взрывных работ, опасных зон, зон охраны от вредного влияния горных разработок и сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков, разноса бортов карьеров и разрезов и других факторов, влияющих на безопасное состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр, параметров горных разработок, подземных и наземных сооружений, участков строительства и (или) эксплуатации объектов (сооружений), объемов горных разработок и (или) горной массы и осуществлению контроля за их соответствием проектной документации;

б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии Федеральным законом "О техническом регулировании".

4. При осуществлении горного надзора осуществляется оценка соблюдения требований технических регламентов, установленных статьями 7, 9, 18 и 36 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", статьями 4, 6 и 7 технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС 012/2011), пунктами 7-19 статьи 5, статьей 7, пунктами 2-5 и 8 статьи 8, пунктом 1 статьи 12, приложением N 1, разделами "Сельскохозяйственные и другие самоходные и мобильные машины", "Грузоподъемные машины" приложения N 2 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).

5. Объектами горного надзора являются:

а) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с ведением горных работ и связанных с ними работ на участках недр, предоставленных в пользование пользователям недр на основании лицензии на пользование недрами;

б) продукция, здания и сооружения, технические устройства, применяемые (используемые) при ведении работ, связанных с пользованием недрами.

6. Оценка соблюдения обязательных требований на опасных производственных объектах осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

7. Горный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований.

8. Должностными лицами, осуществляющими горный надзор, являются:

а) руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

б) заместители руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и руководители структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы горного надзора;

в) заместители руководителей структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы горного надзора;

г) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы горного надзора;

д) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы горного надзора;

е) руководители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

ж) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы горного надзора;

з) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы горного надзора;

и) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы горного надзора.

9. Должностные лица, уполномоченные на осуществление горного надзора, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. В случае выявления при осуществлении горного надзора угрозы жизни и здоровью работников должностные лица, осуществляющие горный надзор, обязаны дать указания о выводе людей с рабочих мест.

11. Должностные лица, осуществляющие горный надзор, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении горного надзора



12. При осуществлении контроля (надзора) за объектами пользования недрами, являющимися опасными производственными объектами, используется система оценки и управления рисками, применяемая при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

13. При осуществлении горного надзора на объектах пользования недрами, не отнесенных к опасным производственным объектам в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

14. Учет объектов контроля горного надзора, не отнесенных к опасным производственным объектам, осуществляется путем ведения реестра таких объектов. Ведение реестра объектов контроля горного надзора осуществляется с использованием информации о таких объектах, полученной из государственных реестров, в том числе посредством межведомственного электронного взаимодействия.

III. Организация контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении горного надзора

15. При осуществлении горного надзора проводятся такие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, как выездная проверка и документарная проверка.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

16. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках горного надзора, являются:

руководитель (заместители руководителя) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

руководители (заместители руководителей) территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

17. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях в рамках горного надзора размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

18. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) истребование документов;

д) инструментальное обследование;

е) испытание;

ж) экспертиза.

19. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) экспертиза.

20. При проведении выездных и документарных проверок должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств с использованием средств фиксации, соответствующих требованиям по безопасному применению, в том числе в подземных горных выработках, опасных по газу и пыли, а также свидетельские показания в порядке, установленном органом горного надзора.

21. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований принимается должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки.

При осуществлении видеозаписи на ней фиксируются дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений.

22. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»