Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков

МР 2.4.0242-21



Методические рекомендации

2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ



1. РАЗРАБОТАНЫ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2. УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 17 мая 2021 г.

3. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ.

I. Общие положения и область применения

     

1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - МР) разработаны в целях охраны здоровья детей и молодежи, предотвращения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), обеспечения безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи, организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

1.2. МР могут быть использованы гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1, в том числе при проектировании, строительстве и реконструкции организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

1.3. Здания и помещения для воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи не рекомендуется использовать для работ и услуг, не связанных с услугами, предусмотренными пунктом 1.1.

1.4. Производственный контроль по основным факторам, влияющим на здоровье детей (освещенность, микроклимат, коэффициент пульсации, рассаживание детей в соответствии с росто-возрастными особенностями детей и требованиями эргономики и др.) рекомендуется проводить в соответствии с приложением 1 к настоящим МР.

II. Устройство и содержание территории

     

2.1. При выборе территории для осуществления деятельности образовательной организации до заключения договора аренды рекомендуется оценить ее состояние и соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям. При несоответствии арендуемой территории, договор аренды не заключается.

2.2. В загородных стационарных детских оздоровительных лагерях с круглосуточным пребыванием специально установленное место для встречи детей с посетителями, в том числе с родителями (законными представителями), рекомендуется устраивать в сооружении, защищенном от осадков, и оборудовать местами для сидения.

III. Оборудование помещений

     

3.1. Рекомендуется проводить постепенную замену оборудования, установленного в соответствии с проектом или закупленного ранее, в том числе по истечению срока эксплуатации или выхода из строя.

3.2. Светопроемы учебных помещений рекомендуется оборудовать регулируемыми солнцезащитными устройствами с длиной не ниже уровня подоконника.

3.3. В туалетах дошкольных образовательных организаций и организаций, осуществляющих присмотр и уход за детьми, допускается использование одноразовых индивидуальных сидений (накладок) на унитаз.

3.4. Рекомендуется постоянное наличие туалетной бумаги в туалетной кабине.

3.5. В специализированных помещениях (кабинет изобразительного искусства, музыкальный, мастерские) допускается использование специальной мебели соответствующей росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

3.6. При оборудовании лекционных залов (аудиторий) в организациях высшего образования скамьями рекомендуется оборудовать их устройствами для опоры спины (скамьи со спинкой).

3.7. При отсутствии в действующих образовательных организациях вытяжных шкафов над демонстрационными столами в лаборантской и учебном кабинете химии рекомендуется по изучаемым темам использовать видеоматериалы.

3.8. При одновременном размещении в кабинете, классе интерактивной учебной доски (размещается по центру фронтальной стены) и доски, для работы с которой используется мел или фломастеры, рекомендуется руководствоваться следующим: угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом - не менее 35 градусов для обучающихся основного общего - среднего общего образования и не менее 45 градусов для обучающихся начального общего образования. Рекомендуется использование передвижных, раздвижных учебных досок.

3.9. В целях обеспечения безопасности для жизни и здоровья детей для отдельного захода на трансформируемые кровати не следует использовать подручные средства, технологически не связанных с изделием.

3.10. Рекомендуется оборудовать мастерские следующим образом: столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками - не менее 0,8 м в передне-заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков - не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки оснащаются предохранительной сеткой высотой 0,65-0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки устанавливаются на специальном фундаменте и оборудуются предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Столярные и слесарные верстаки соответствуют росту обучающихся и оснащаются подставками для ног.

3.11. При трудовом обучении используются инструменты в соответствии с возрастом и ростом обучающихся (рекомендуемые размеры инструментов, используемых для столярных и слесарных работ, приведены в приложении 2 к настоящим МР).

IV. Организация отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, естественного и искусственного освещения помещений

     

4.1. Для контроля за температурой воздуха рекомендуется спальные помещения, групповые, кабинеты, классы оборудовать бытовым термометром, прикрепленным на внутренней стене на высоте 0,8-1,5 м в зависимости от роста детей.

4.2. Проветривание в присутствии детей проводится в помещениях, оборудованных форточками или фрамугами, находящимися в верхней части окна в случае превышения максимально допустимой температуры в помещении.

4.3. При проветривании в холодный период года кратковременное снижение температуры воздуха в помещении допускается не более чем на 2-4°С.

4.4. В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

При проветривании во время сна фрамуги, форточки (при их устройстве в верхней части окна) открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.

4.5. При глубине класса более 6 м правосторонний подсвет рекомендуется организовать через рекреации (коридоры), имеющие естественное освещение.

4.6. В целях охраны здоровья детей, для предупреждения перегрева организма детей инфракрасные отопительные приборы не применяются.

V. Организация режима обучения, воспитания, отдыха, оздоровления

     

5.1. Учащимся 1 класса рекомендуется не задавать домашнее задание и не оценивать уровень знаний в баллах.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».