МР 2.2.0244-21

     

Методические рекомендации

2.2. ГИГИЕНА ТРУДА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ ТРУДА



1. РАЗРАБОТАНЫ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2. УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 17 мая 2021 г.

3. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения безопасных для человека условий труда.

1.2. Методические рекомендации не распространяются в отношении условий труда водолазов, космонавтов, условий выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач.

1.3. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают установленные гигиенические нормативы.

_______________

СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

1.4. В случае наличия методических документов, определяющих возможность учёта влияния отдельных видов реализуемых профилактических мероприятий на уровни факторов, воздействующих на работающего, имеется возможность учета реализованных мероприятий при принятии решения о соответствии или несоответствии текущего уровня фактора установленным гигиеническим нормативам.

1.5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают и выполняют перечень мероприятий по улучшению условий труда, направленных на снижение рисков для здоровья человека. Источником информации для разработки данного перечня являются результаты производственного контроля и специальной оценки условий труда. Данная норма призвана унифицировать объем форм, используемых специалистами в сфере охраны и гигиены труда, в частности исключить необходимость формирования иных документов, кроме предусмотренных пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

II. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВИЯМИ ТРУДА

2.1. Производственный контроль за условиями труда - это внутренний производственный контроль, который обязаны проводить юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и выполнением санитарно-профилактических мероприятий.

Производственный контроль проводится в соответствии со ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и требованиями СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" (далее - СП 2.2.3670-20).

2.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают Программу производственного контроля за условиями труда.

2.3. Программа производственного контроля за условиями труда содержит 3 раздела:

2.3.1. Первый раздел - "Перечень должностных лиц (работников) юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля";

2.3.2. Второй раздел - "Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований".

2.3.2.1. Определён исчерпывающий перечень источников информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, уровни которых требуют контроля на предмет соответствия гигиеническим нормативам. Основой является документация изготовителя (производителя), эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые в технологическом процессе. В обязательном порядке применяют результаты специальной оценки условий труда, результаты лабораторных исследований, полученные в рамках федерального государственного контроля, производственного лабораторного контроля работодателем при осуществлении производственной деятельности. Необходимо отметить, что отсутствие факторов в одном из источников информации не является основанием для его исключения из производственного контроля, в случае если он был идентифицирован в другом источнике информации.

Исходя из положений ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" при вводе в эксплуатацию новых рабочих мест должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда, в ходе которой и должны быть идентифицированы факторы, подлежащие в дальнейшем производственному контролю.

При выявлении нарушений при проведении специальной оценки условий труда экспертиза качества СОУТ может быть проведена в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

2.3.2.2. Ответственность за определение номенклатуры, объема и периодичности производственного контроля возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Номенклатура, объем и периодичность производственного контроля определяются не в произвольном порядке, а в соответствии с установленными требованиями и нормами. В частности, в соответствии со ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации производственного контроля необходимо учитывать требования стандартов безопасности труда, до момента принятия соответствующих технических регламентов.

2.3.2.3. Порядок организации производственного контроля и проведения замеров для различных факторов и видов работ определяется следующим образом:

1. Химический фактор и аэрозоли преимущественно фиброгенного действия:

- периодичность контроля максимально-разовых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливается в зависимости от класса опасности вредного вещества (п.4.2.5 ГОСТ 12.1.005):

- для I класса - не реже 1 раза в 10 дней,

- II класса - не реже 1 раза в месяц,

- III и IV классов - не реже 1 раза в квартал.

- при установленном соответствии содержания вредных веществ III, IV классов опасности уровню ПДК допускается проводить контроль не реже 1 раза в год;

- периодичность контроля среднесменных концентраций должна быть не реже 1 раза в год (п.4.3.2 ГОСТ 12.1.005).

2. Физические факторы. Контроль проводится только в отношении факторов, которые не соответствуют гигиеническим нормативам, а также после реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда.

Шум - ранее не реже 1 раза в год (п.3.3 ГОСТ 12.1.003), рекомендуется устанавливать по согласованию с организациями, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор, и указывать в регламенте безопасного ведения работ (п.6.2 ГОСТ 12.1.003).

Световая среда - 1 раз в год, а также при наличии жалоб на освещение (п.4.1 МУК 4.3.2812-10 "Инструментальный контроль и оценка освещения рабочих мест").

Периодичность контроля вибрации на рабочих местах, проводимого работодателем, рекомендуется устанавливать по согласованию с организациями, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор, и указывать в регламенте безопасного ведения работ. Минимально рекомендуемая частота контроля вибрации для целей внутреннего контроля - 1 раз в год (пп.3, 5 ГОСТ 12.1.012).

Напряженность электростатического поля - при приеме в эксплуатацию новых электроустановок высокого напряжения постоянного тока, при вводе нового технологического процесса, сопровождающегося электризацией материалов при каждом изменении конструкции электроустановок и технологических процессов и после проведения ремонтных работ, при организации нового рабочего места (п.2.1 ГОСТ 12.1.045).

Напряженность электрического поля промышленной частоты - 1 раз в два года, а также при приемке в эксплуатацию новых электроустановок, при организации новых рабочих мест, при изменении конструкции электроустановок и стационарных средств защиты от электрического поля, при применении новых схем коммутации (п.2.6 ГОСТ 12.1.002 (в порядке текущего санитарного надзора).

Электромагнитные поля радиочастотного диапазона - 1 раз в год, а также при вводе в действие новых установок; при внесении изменений в конструкцию, размещение и режим работы действующих установок; во время и после проведения ремонтных работ, которые могут сопровождаться изменением излучаемой мощности; при внесении изменений в средства защиты от ЭМП; при организации новых рабочих мест (п.2.4 ГОСТ 12.1.006);

Микроклимат - не реже 1 раза в год (п.2.7 СП 2.2.3670-20).

3. Факторы трудового процесса (тяжесть и напряженность труда). Минимальная частота проведения замеров тяжести и напряжённости трудового процесса требованиями санитарных правил не установлена. Учитывая положения п.1.1 ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" допускается использование результатов оценки тяжести и напряжённости трудового процесса, полученных в входе проведения специальной оценки условий труда (частота проведения специальной оценки условий труда требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлена не реже 1 раза в 5 лет).

4. Биологический фактор - в зависимости от классов чистоты помещений, определенных гигиеническими нормативами, но не реже 1 раза в год (п.2.8 СП 2.2.3670-20). Для целей определения классов чистоты предлагается использовать:

- приложение 3 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг";

- таблица 5.30 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

- ГОСТ ИСО 14644-1.

2.3.2.4. Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды на рабочих местах может быть сокращена, но не реже чем 1 раз в год для химических факторов и АПФД (за исключением веществ остронаправленного действия), в случаях, если на них не отмечается в течение 3 лет и более, превышений гигиенических нормативов по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями аккредитованными в установленном порядке, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-профилактических мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности выше среднего уровня в данном муниципальном образовании, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, отсутствия обращений и жалоб граждан по результатам рассмотрения которых подтверждены доводы о неудовлетворительных условиях труда на предприятии.

Оценка обоснованности предложений по сокращению хозяйствующими субъектами периодичности производственного лабораторного контроля проводится федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в рамках проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2.3.2.5. Периодичность лабораторного контроля физических факторов, подпадающих под критерии, установленные п.2.7 СП 2.2.3670-20, в случае отсутствия установленных требований законодательства и национальных стандартов, принимается один раз в год.

2.3.2.6. В обязательном порядке лабораторные исследования и испытания на рабочих местах в рамках производственного контроля проводятся после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда.

В соответствии с положениями п.1.1 ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при осуществлении производственного контроля могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.

2.3.2.7. Лабораторные исследования и испытания могут быть проведены юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно или с привлечением иной лаборатории (центра), аккредитованного в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Исходя из требований п.3 ст.1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" выполнение работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда относится к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Учитывая, что данные производственного контроля в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" могут применяться для целей специальной оценки условий труда, требования к организации производственного контроля должны соответствовать Федеральному закону от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

Кроме того, в соответствии с п.5 приказа Минтруда России от 16.12.2019 N 796н "О внесении изменений в Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах, утвержденные приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 996н" в случае отсутствия результатов исследований (испытаний) и измерений АПФД, проведенных аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного на данных рабочих местах производственного контроля за условиями труда, за последний год, условия труда на рабочих местах по фактору АПФД следует относить к вредным условиям труда: третьей степени, третьего класса.

Исходя из вышеизложенного измерения для целей производственного контроля, могут осуществляться только аккредитованными лабораториями.

2.3.2.8. Подтверждением выполнения производственного контроля за условиями труда являются протоколы лабораторных испытаний.

2.3.3. Третий раздел - "Информация о наличии факторов производственной среды и трудовых процессах, обладающих канцерогенными свойствами (перечень технологических процессов при которых используются канцерогенные вещества (с указанием их наименования); количество лиц, непосредственно контактирующих с данными веществами и занятых на соответствующих технологических процессах (всего и отдельно женщин) с указанием профессий)".

2.3.3.1. Информацию о наличии факторов производственной среды и трудовых процессах, обладающих канцерогенными свойствами в программу производственного контроля за условиями труда, рекомендуется вносить в виде таблицы.

Таблица

     
Информация о наличии факторов производственной среды и трудовых процессах, обладающих канцерогенными свойствами

Технологические процессы при которых используются

Структурное подразделение (участок, цех), профессии

Профессия (должность)

Факторы производственной среды и производственные

Количество лиц, контактирующих с канцерогенными веществами

канцерогенные вещества

процессы, обладающие канцерогенными свойствами*

всего

в т.ч. женщин


Примечание:

* - наименование канцерогенных химических, физических и биологических факторов, производственных процессов должно быть указано в соответствии с приложением 2 СП 2.2.3670-20.

2.3.3.2. В качестве источника информации о наличии факторов производственной среды и трудовых процессов, обладающих канцерогенными свойствами, может быть использован ранее согласованный с органами Роспотребнадзора "Санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасной организации".

2.3.3.3. Наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя, ранее согласованного "Санитарно-гигиенического паспорта канцерогнеоопасной организации" не освобождает от необходимости включения информации о наличии факторов производственной среды и трудовых процессов, обладающих канцерогенными свойствами в Программу производственного контроля.

2.3.3.4. Информация о наличии факторов производственной среды и трудовых процессов, обладающих канцерогенными свойствами, актуализируется после проведения реконструкции, изменения режимов технологических процессов, смене применяемых сырья и материалов, но не реже 1 раза в 5 лет. Следует отметить, что указанное касается только изменений технологических процессов, связанных с использованием канцерогенных веществ и факторов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».