Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков

МР 2.1.0246-21



Методические рекомендации

2.1. КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, К ВОДНЫМ ОБЪЕКТАМ, ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ И ПИТЬЕВОМУ ВОДОСНАБЖЕНИЮ, АТМОСФЕРНОМУ ВОЗДУХУ, ПОЧВАМ, ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ, ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ) МЕРОПРИЯТИЙ



1. РАЗРАБОТАНЫ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2. УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 17 мая 2021 г.

3. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ.

I. Общие положения и область применения

     

1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - МР) разработаны в целях охраны здоровья населения, предотвращения возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), обеспечения безопасных для здоровья человека условий содержания территорий городских и сельских поселений, объектов рекреационного назначения, торговых объектов, рынков, реализующих продукцию непродовольственного назначения, размещения, устройства и содержания кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, обращению (сбору, накоплению, транспортировке, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению и захоронению, утилизации) отходов производства и потребления, обеспечению качества атмосферного воздуха, обеспечению качества и безопасности питьевой воды и горячей воды систем централизованного и нецентрализованного водоснабжения (далее - питьевая вода), а также выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения и прилегающей к ним территории, условиям использования поверхностных и подземных водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, условиям отведения сточных вод в поверхностные водные объекты, охране прибрежных территориальных и внутренних вод морей, включая прибрежные морские воды в черте населенных пунктов и за их пределами, устьевые области рек, впадающих в эти моря, используемые и перспективные для рекреационного, лечебно-оздоровительного, хозяйственно-питьевого и культурно-бытового морского водопользования населения, содержанию почв населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, территорий кладбищ, территорий объектов рекреационного назначения, условий проживания в жилых помещениях многоквартирных домов, индивидуальных жилых домах, предназначенных для постоянного проживания, устройству, оборудованию, содержанию и эксплуатации общежитий, центров временного размещения мигрантов, организаций, осуществляющих санитарную обработку лиц без определенного места жительства и их вещей, условий обращения с медицинскими отходами, с пестицидами и агрохимикатами, условиями размещения и эксплуатации радиоэлектронных средств (далее - РЭС), работающих в диапазоне частот 30 кГц - 300 ГГц.

1.2. МР могут быть использованы гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1, в том числе при проектировании, строительстве и реконструкции объектов организаций, осуществляющих указанную деятельность.

II. Рекомендации к содержанию территорий городских и сельских поселений

     

2.1. В соответствии с пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этой связи и в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО уполномоченный орган запрашивает позицию территориального органа Роспотребнадзора (далее - запрос).

По результатам рассмотрения соответствующего запроса территориальный орган Роспотребнадзора подготавливает заключение о соответствии или несоответствии мест (площадок) накопления ТКО (далее - Заключение) и направляет его в уполномоченный орган в срок, регламентированный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039.

2.2. Заключение о соответствии или несоответствии мест (площадок) накопления ТКО рекомендуется выдавать территориальным органом Роспотребнадзора при наличии достаточной информации, позволяющей всесторонне и полно оценить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к местам (площадкам) накопления ТКО, регламентированных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами.

Заключение может содержать: вводную часть, включающую сведения о поступившем запросе и представленных с ним документов (включая сведения о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, о собственниках мест (площадок) накопления ТКО); описательную часть, включающую юридически значимую информацию о соответствии или несоответствии представленных с запросом сведений, позволяющих сделать однозначные выводы о соответствии или несоответствие места (площадки) накопления ТКО требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (включая сведения о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО, об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО); заключительную часть с выводами территориального органа Роспотребнадзора о соответствии или несоответствии мест (площадок) накопления ТКО с указанием конкретных санитарных правил (в случае вывода о несоответствии, рекомендуется указывать пункты санитарных правил).

2.3. Заключение о соответствии или несоответствии следует оформлять на бланке территориального органа Роспотребнадзора, с соблюдением правил документооборота в федеральных органах исполнительной власти (постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти", ГОСТ Р 7.0.97).

Рекомендуемый образец заключения приведен в приложении к настоящим МР.

2.4. Вопросы по фактическому текущему использованию и содержанию контейнерной площадки и (или) специальной площадки, контейнеров в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся к собственнику контейнерной площадки и (или) специальной площадки, контейнеров, если иное не предусмотрено законом или договором.

2.5. Ответственность за санитарное состояние контейнерной площадки и (или) специальной площадки, контейнеров несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

2.6. Пунктом 8 Санитарных правил не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках. Вопрос об организации мойки и дезинфекции бункеров может быть отражен в принятой схеме размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления, так как в разных субъектах возможны разные решения. Так, например, в г.Москве есть мусоровывозящие компании, которые для проведения работ по промывке и дезинфекции контейнеров использует специализированную мобильную технику, представляющую собой из себя шасси крупнотоннажного транспортного средства с интегрированной установкой, осуществляющей мойку контейнеров. Конструкция промывочной камеры основана на стальной раме, внутри обшита панелями из нержавеющей стали. Водонепроницаемая задняя загрузочная дверь бака предотвращает утечки во время цикла мытья. Установленные решетчатые фильтры из нержавеющей стали служат для сдерживания ТКО перед всасыванием грязной воды перекачивающим насосом. Промывочная установка для мытья внутренней поверхности контейнеров оборудована двумя промывочными головками и пятью форсунками. Форма форсунок позволяет получать как конические, так и плоские струи воды для комбинированного удаления отложений со дна контейнера и всей его поверхности. Данная техника следует непосредственно за мусоровозом и после опорожнения контейнера в мусоровоз осуществляет их промывку. Используемая вода и моющее средство находятся в закрытом цикле внутри моющей установки, резервуар установки разделен на две части: чистая вода и вода, отработанная после мойки).

2.7. Проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки владельцем контейнерной и (или) специальной площадки может быть обеспечено как собственными силами и средствами с соблюдением законодательства о дезинфекционной деятельности, так и путем заключения договоров со специализированными организациями.

2.8. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха: при плюс 5°С и выше - не более 1 суток; при плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.

При уменьшении расстоянии от контейнерных площадок до нормируемых объектов кратность вывоза ТКО рекомендуется принимать в соответствии с приложением N 1 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).

2.9. Собственникам индивидуальных жилых домов, имеющим дворовые уборные, помойницы, выгребы, локальные очистные сооружения (далее - ЛОС), туалеты, а также органам местного самоуправления при размещении, содержании и вводе в эксплуатацию таких объектов рекомендуется руководствоваться требованиями СанПиН 2.1.3684-21.

2.10. Все спорные вопросы, возникающие при размещении и эксплуатации индивидуальных жилых домов, индивидуальных источников питьевого водоснабжения, дворовых уборных, помойниц, выгребов, ЛОС, туалетов рекомендуется решать между собственниками в судебном порядке в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации.

2.11. При решении вопроса о качестве воды для заправки автомобилей для полива и подметания рекомендуется руководствоваться требованиями таблиц 3.2, 3.4, 3.11 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

2.12. Требования пунктов 37, 38, 39, 40, 41, 42 СанПиН 2.1.3684-21 могут быть распространены также на территории лечебных пляжей.

III. Рекомендации к обеспечению качества атмосферного воздуха

     

3.1. В соответствии с пунктом 71 СанПиН 2.1.3684-21, эксплуатация объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - источники воздействия), создающих с учетом фона по указанным факторам ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ, превышающие гигиенические нормативы на границе санитарно-защитной зоны или на территориях и объектах, осуществляется их правообладателями при условии разработки и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных территориях, объектах.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия оформляются хозяйствующим субъектом в виде плана мероприятий со сроками и ответственными лицами, который не требует согласования с территориальными органами Роспотребнадзора.

Требования пункта 72 СанПиН 2.1.3684-21 применяются в отношении объектов, указанных в пункте 71 СанПиН 2.1.3684-21.

3.2. Обоснование безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разработка методов контроля за факторами среды обитания, указанные в пунктом 67 СанПиН 2.1.3684-21, осуществляется по средству разработки предельно допустимых концентраций (ориентировочных безопасных уровней воздействия) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, а также методик (методов) контроля загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

3.3. В соответствии с пунктом 69 СанПиН 2.1.3684-21, оценка уровня авиационного шума на территории проводится на предмет соответствия ПДУ эквивалентного уровня звука для дневного и ночного времени суток, установленных для территории, а внутри помещений - на предмет соответствия ПДУ эквивалентного и максимального уровней звука для дневного и ночного времени суток, установленных для помещений.

3.4. Законодательством Российской Федерации, указанным в абзаце 6 пункта 72 СанПиН 2.1.3684-21, устанавливающим ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, является Положение о санитарно-защитных зонах, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации.

IV. Рекомендации к обеспечению качества воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

     

4.1. При проведении ежегодной оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой и принятии решения о направлении уведомления о качестве питьевой воды, отобранной в течение календарного года, в соответствии с требованиями ст.23 и 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) рекомендуется применять критерии отнесения питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием систем водоснабжения, к категории "качественная".

4.2. При установлении временных отступлений по отдельным показателям качества питьевой воды рекомендуется использовать следующий порядок.

В соответствии с требованиями п.9 ст.23 Федерального закона N 416-ФЗ на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.

В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.

Факт временных отступлений показателей, по которым допускаются временные отступления (за исключением показателей безопасности питьевой воды и горячей воды), условия установления временных отступлений (отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения, информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды) определены п.76 СанПиН 2.1.3684-21.

Срок установления отклонения от гигиенических нормативов по показателям химического состава, влияющего на органолептические свойства воды, установлен п.9 ст.23 Федерального закона N 416-ФЗ и определяется сроком реализации мероприятий по улучшению качества питьевой воды (но не более 7 лет) для конкретной системы водоснабжения.

Главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации имеют право согласовать временные отклонения от гигиенических нормативов качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных планом мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, на основании результатов санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения.

4.3. Организации, осуществляющей холодное водоснабжение, в случае установления временных отклонений необходимо руководствоваться п.7 ст.23 Федерального закона N 416-ФЗ. Учитывая, что необходимость и сроки установления временных отступлений зависят от плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, вопрос по установлению временных отступлений целесообразно решать в ходе разработки таких планов мероприятий. При этом в плане мероприятий должны быть указаны показатели, по которым устанавливаются временные отступления, их значения, мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также информация о результатах санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения в случае принятия таких отклонений.

4.4. СанПиН 2.1.3684-21 не отменяют планы мероприятий по улучшению качества питьевой/горячей воды, ранее согласованные с территориальными органами Роспотребнадзора. Согласованные планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, не подлежат повторному согласованию в течение срока их реализации.

4.5. В таблице 2 приложения N 4 СанПиН 2.1.3684-21 принимается следующая периодичность отбора проб воды: (1) - еженедельно, (2) - три раза в неделю, (3) - ежедневно, (4) - один раз в сезон года, (5) - один раз в два месяца, (6) - ежемесячно, (7) - два раза в месяц.

При отсутствии обеззараживания воды на водопроводе из подземных источников, обеспечивающим водой население до 20 тыс. человек, отбор проб для исследований по микробиологическим и органолептическим показателям проводится не реже одного раза в месяц.

4.6. Допускается уменьшение количества исследуемых проб воды (менее 100 проб) в населенных пунктах с небольшим количеством проживающего населения с учетом распределения объектов по категориям риска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».