Современная петербургская система дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства является одной из самых эффективных практик, форм и методов работы по воспитанию личности.
В настоящее время в ведении КК находятся 52 образовательные организации, в том числе 41 учреждение дополнительного образования в сфере культуры и искусства (далее - ДШИ): 15 детских школ искусств, 15 детских музыкальных школ, 10 детских художественных школ и детский театр танца Бориса Эйфмана), 2 нетиповых образовательных учреждения (Санкт-Петербургское государственное бюджетное нетипичное образовательное учреждение "Санкт-Петербургский музыкальный лицей", Санкт-Петербургское государственное бюджетное нетипичное образовательное учреждение "Лицей искусств "Санкт-Петербург"), 7 профессиональных образовательных учреждений, 2 учреждения дополнительного профессионального образования.
Кроме того, в ведении администраций районов Санкт-Петербурга находится 21 учреждение ДШИ.
Общее количество обучающихся ДШИ в 2020 году составило 35,7 тыс. человек. Охват детей предпрофессиональными программами в области искусств составляет 77,3% от общего числа обучающихся в сети ДШИ города.
Общее количество обучающихся ДШИ в 2019 году составило 36,2 тыс. человек. Охват детей предпрофессиональными программами в области искусств составляет 70% от общего числа обучающихся в сети ДШИ города.
Средний конкурс на поступление в ДШИ в 2019 году составил 2,7 человек на 1 место и 2,2 человека на место в 2018 году.
В творческих мероприятиях в 2020 году приняли участие 16765 детей, что составило 47% общего контингента школ искусств Санкт-Петербурга. В 2019 году в творческих мероприятиях приняли участие 23461 детей (65% общего контингента школ искусств Санкт-Петербурга).
Уменьшение значений связано с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также изменением методики заполнения статистической отчетности по форме 1-ДШИ на 2019 и 2020 годы.
Региональным методическим центром ДШИ является Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга".
В Санкт-Петербурге действует активная система поддержки молодых преподавателей образовательных учреждений в сфере культуры. Предусмотрены меры социальной поддержки для молодых специалистов-педагогических работников в виде ежемесячной денежной компенсации затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге в размере 50% от стоимости единого месячного проездного билета в Санкт-Петербурге (трамвай, троллейбус, автобус, метро). Размер выплаты в 2020 году составлял 1507,50 руб.
Кроме того, педагогические работники государственных образовательных учреждений могут получить денежную компенсацию в размере 2,5 базовых единиц (1 раз в 5 лет) для организации отдыха и оздоровления. В 2020 году размер выплаты составлял 30177,50 руб.
Качественное обучение детей, в том числе проявивших выдающиеся способности, при освоении дополнительных образовательных программ в сфере культуры возможно только при высокой квалификации работающих с ними преподавателей. В этой связи в 2007 году в целях повышения престижа педагогической профессии, выявления и поощрения перспективных преподавателей было принято решение об учреждении премии Правительства Санкт-Петербурга "Педагогические надежды" в сфере дополнительного образования детей. К участию в конкурсе допускаются молодые преподаватели образовательных учреждений в сфере культуры в возрасте до 35 лет. Проведение подобного конкурса дает огромный импульс для поддержки молодых преподавателей, в частности выявления наиболее успешных инновационных методик, применяемых в образовательном процессе.
Каждый год 5 человек становятся победителями данной премии и получают денежную премию в размере 50 тыс.руб. каждая. Премии вручаются в пяти номинациях: "Открытый урок", "Учитель-музыкант", "Учитель-художник", "Мои ученики", "Моя методика".
Пандемия внесла свои коррективы в работу образовательных учреждений. В условиях карантинных мероприятий была организована возможность получения образовательных услуг с применением дистанционных технологий, в том числе в электронном удаленном режиме.
С апреля 2020 года обучение велось с применением дистанционных образовательных технологий и использованием электронного обучения. Письмом КК от 08.04.2020 N 01-06-2221/20-4-0 направлены Методические рекомендации по организации дистанционной формы обучения в образовательных учреждениях, находящихся в ведении КК, в том числе содержащие предложения по организации регулярного контакта с обучающимися, а также их родителями (законными представителями) посредством телефонной связи, электронной почты, sms-сообщений и иных мессенджеров и социальных сетей, используемых участниками образовательного процесса. Письмом КК от 13.05.2020 N Исх-09-14-651/20-0-0 направлены методические рекомендации по организации итоговой аттестации в 2020 году обучающихся образовательных учреждений, завершивших освоение дополнительных общеобразовательных программ в области искусств.
С 01.09.2020 профессиональные образовательные учреждения приступили к реализации образовательных программ среднего профессионального образования в очном режиме.
С 01.09.2020 нетиповые образовательные учреждения (лицеи) приступили к реализации основных образовательных программам, с 14.09.2020 возобновились в очном режиме занятия по дополнительным общеобразовательным программам.
С 14.09.2020 учреждения дополнительного образования приступили к реализации дополнительных общеобразовательных программам. В период с 1 по 13 сентября 2020 года образовательные услуги предоставлялись с применением дистанционных технологий, в том числе в электронном удаленном режиме.
В Санкт-Петербурге существует острая потребность в строительстве новых зданий для размещения ДШИ или выделении дополнительных площадей под осуществление образовательной деятельности для учреждений дополнительного образования детей.
В настоящее ДШИ практически исчерпали ресурс имущественной базы для увеличения контингента обучающихся. ДШИ ограничены имеющимися площадями в части увеличения контингента согласно действующим Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14).
63 ДШИ Санкт-Петербурга располагаются в 86 зданиях. Общая площадь помещений составляет 131714,1 кв.м, из них учебных помещений 62726,5 кв.м, что составляет менее половины от общей площади занимаемых зданий.
В среднем на одного обучающегося должно приходиться не менее 4,5 кв.м учебных помещений. При существующем контингенте на одного обучающегося приходится 1,8 кв.м. Таким образом, можно говорить о критической нехватке учебных помещений для ДШИ Санкт-Петербурга.