Действующий

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 годы

     V. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность


Стороны считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности одним из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала и рассматривают эту задачу в неразрывной связи с решением задач по улучшению условий и охраны труда посредством обеспечения повышения эффективности механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшения здоровья работающих, в том числе в рамках управления профессиональными рисками, стимулирования работодателя к замещению рабочих мест с вредными условиями труда путем совершенствования нормативного правового регулирования, гармонизации с международными нормами в этой сфере, и принимают следующие обязательства:

5.1. Обеспечить принятие новых и пересмотр действующих норм и правил в сфере охраны труда с учетом современного уровня технологического развития.

5.2. Обеспечить совершенствование законодательства в целях систематизации, сокращения количества и актуализации обязательных требований, отмены устаревших норм и правил в сфере охраны труда.

5.3. Совершенствовать законодательство в сфере охраны труда в целях перехода от "списочного" порядка предоставления средств индивидуальной защиты в зависимости от наименования профессии (должности) работника к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от выявленных на рабочем месте вредных производственных факторов.

5.4. Совершенствовать порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

5.5. Содействовать развитию и повышению эффективности законодательных и экономических механизмов мотивации работодателя к улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

5.6. Обеспечить создание эффективных законодательных и экономических механизмов заинтересованности работодателя в обеспечении объективного учета и регистрации несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве как важного элемента для формирования необходимых мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, в том числе совершенствование трудового законодательства в отношении учета и регистрации несчастных случаев и профессиональной заболеваемости на производстве в соответствии с Руководством Международной организации труда "Учет и уведомление о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях" (1996 год).

5.7. Обеспечить совершенствование системы и методов проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), психиатрических освидетельствований работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии с современным опытом развитых стран и принципами доказательной медицины, с использованием современных технических средств.

5.8. Совершенствовать порядок прохождения работниками обучения по охране труда, инструктажей по охране труда и проверки знаний требований охраны труда с возможностью дистанционного обучения и контроля его результатов.

5.9. Содействовать процессу развития и внедрения корпоративных систем медицины труда как основной задачи увеличения ожидаемой продолжительности здоровой жизни и долголетия работников, снижения уровня заболеваемости, обеспечения комфортных и безопасных условий труда.

5.10. Проводить работу по развитию и внедрению современных методических рекомендаций по выявлению опасностей и оценке профессиональных рисков на основе существующих процедур специальной оценки условий труда, производственного контроля, анализа и оценки риска производственного травматизма, учета анализа причин и обстоятельств событий к возникновению микротравм и так далее.

5.11. Обеспечить реализацию подпрограммы "Безопасный труд" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения".

5.12. Содействовать разработке, актуализации и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда в субъектах Российской Федерации.

5.13. Совершенствовать процедуры оценки условий труда в целях выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека в процессе трудовой деятельности, обеспечить сближение и гармонизацию подходов к оценке условий труда с нормами международного трудового права.

5.14. Обеспечить проведение мониторинга практики применения законодательства о специальной оценке условий труда в целях совершенствования ее нормативной базы.

5.15. Обеспечить формирование нормативно-правовой базы применения системы дистанционного контроля (надзора) за промышленной безопасностью опасных производственных объектов, а также электронного документооборота в сфере охраны труда, промышленной безопасности с установлением приоритета дистанционного взаимодействия с контрольно-надзорными органами.

5.16. Содействовать внедрению "чистых технологий", модернизации и замене устаревшего оборудования, безопасных материалов, сырья, полуфабрикатов, способствовать внедрению ресурсосберегающих технологий.

5.17. Провести консультации:

в части необходимости создания единого федерального центра, осуществляющего учет несчастных случаев на производстве и формирующего единый подход к анализу производственного травматизма;

по вопросу о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части возложения обязанностей на работодателей по созданию здравпунктов и организации на их базе профилактики профессиональных заболеваний.

5.18. В целях повышения уровня обеспечения безопасных условий труда поддержать проведение международных выставочных мероприятий (в частности, выставки "Безопасность и охрана труда").