Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 5395-3-2016 Оборудование садовое. Требования безопасности к газонокосилкам с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Часть 3. Самоходные газонокосилки, управляемые оператором в положении сидя

     4.4 Тормозная система

4.4.1 Эффективность рабочей тормозной системы

4.4.1.1 Требования

Газонокосилка должна быть оснащена рабочей тормозной системой.

Рабочая тормозная система должна соответствовать следующим требованиям:

- эффективность рабочей тормозной системы должна основываться только на результативности тормозной системы; и

- устройство управления рабочей тормозной системой должно находиться в пределах зоны управления оператора (см. рисунок 1) и размещаться таким образом, чтобы отсутствовала возможность спутать его с другими органами управления; и

- если газонокосилка оснащена комбинированными органами управления сцеплением и тормозной системой, то при срабатывании тормозной системы должно обеспечиваться отключение муфты сцепления; и

- для газонокосилок с максимальной рабочей скоростью менее 13 км/ч рабочая тормозная система должна обеспечивать останов газонокосилки таким образом, чтобы средний измеренный тормозной путь не превышал 0,19 м для каждого 1 км/ч максимальной скорости движения вперед и максимальной скорости движения задним ходом, если предусмотрен тяговый привод заднего хода;

- для газонокосилок с максимальной рабочей скоростью более 13 км/ч рабочая тормозная система должна обеспечивать останов газонокосилки таким образом, чтобы средний измеренный тормозной путь не превышал 0,015·, где - максимальная рабочая скорость, в км/ч, при движении вперед и максимальная скорость движения задним ходом, если предусмотрен тяговый привод заднего хода.

Рабочая тормозная система может быть гидростатической, электрической или механической.

Соответствие проверяют функциональным испытанием и осмотром, испытания проводят в соответствии с 4.4.1.2.

4.4.1.2 Испытание рабочей тормозной системы

a) Испытания проводят на газонокосилке:

1) в самой тяжелой конфигурации стандартной газонокосилки, предусмотренной изготовителем, с любым подхватчиком травы (если предусмотрен), максимально заполненным материалом плотностью (150±10) кг/м; и

2) с полными топливными баками; и

3) с пневматическими шинами, накачанными до максимального рекомендуемого давления; и

4) с тормозной системой, отрегулированной в соответствии с указаниями изготовителя; и

5) с оператором весом (90±0,5) кг или эквивалентным грузом. Оператор, если присутствует, во время испытания должен сидеть или стоять, не наклоняясь в каком-либо направлении;

b) испытания должны проводиться на сухой, ровной, твердой бетонной (или эквивалентной) поверхности с углом наклона не более 1%;

c) рабочую тормозную систему подготавливают путем обкатки газонокосилки в течение 10 мин с выполнением 10 остановов с максимальной скоростью движения вперед. Если предусмотрен тяговый привод заднего хода, то обкатка может быть продлена до 20 мин, в течение которых рабочая тормозная система должна выполнить 10 остановов газонокосилки с максимальной скоростью движения вперед и 10 остановов с максимальной скоростью движения задним ходом;

d) если газонокосилка оснащена отдельными органами управления рабочей тормозной системой и сцеплением, то муфта сцепления должна отключаться одновременно с включением рабочей тормозной системы;

e) после завершения подготовки испытание рабочей тормозной системы проводится трижды в направлении движения вперед, а для газонокосилки с тяговым приводом заднего хода повторяют испытание еще три раза в направлении движения задним ходом;

f) газонокосилку приводят в действие при максимальной скорости движения, освобождают орган управления тягового привода и прилагают усилие, составляющее:

1) 220 Н к центру поверхности захвата рукой органа управления рабочей тормозной системой; или

2) 450 Н на ножной орган управления рабочей тормозной системой газонокосилок с сиденьем без спинки; или

3) 600 Н на ножной орган управления рабочей тормозной системой газонокосилок с сиденьем со спинкой;

Примечание - Усилия 220 Н, 450 Н и 600 Н рассматриваются как максимальные усилия, которые могут быть приложены для соответствия требованиям к испытаниям. Рабочие усилия во время нормального использования меньше.

g) тормозной путь измеряют для каждого испытания на торможение и рассчитывают среднее значение для каждого направления испытания.