Европейский стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации СEN/ТC 114 "Безопасность машин" Европейского комитета по стандартизации (CEN).
Европейский стандарт, на основе которого подготовлен настоящий стандарт, реализует существенные требования безопасности Директивы 98/37/ЕС и Директивы 2006/42/ЕС, приведенные в приложениях ZA и ZB соответственно.
Ниже приведена структура стандартов в области безопасности машин, в соответствии с которой стандарты подразделяются на следующие типы:
- стандарты типа A - основные стандарты по безопасности, устанавливающие основные понятия, принципы конструирования и общие положения, которые могут быть применены ко всем машинам;
- стандарты типа B - общие стандарты по безопасности, рассматривающие один аспект безопасности или один тип защитного устройства, которое может использоваться для широкого класса машин:
- стандарты типа В1 - стандарты, рассматривающие конкретный аспект безопасности (например, безопасные расстояния, шум, безопасные температуры поверхности и т. п.);
- стандарты типа В2 - стандарты, устанавливающие требования к защитным устройствам (например, двуручным устройствам управления, устройствам блокировки, датчикам давления, защитным ограждениям и т. п.);
- стандарты типа C - стандарты по безопасности машин, устанавливающие конкретные требования безопасности к отдельной машине или группе машин.
Настоящий стандарт представляет собой стандарт типа В по EN ISO 12100-1.
Положения настоящего стандарта могут быть дополнены или изменены стандартом типа C.
Для машин, на которые распространяется действие стандарта типа С и которые сконструированы и изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта, положения стандарта типа С имеют приоритет над положениями стандарта типа В.
Уровень концентрации загрязняющих веществ в атмосфере, образующихся в результате выброса от машин, определяется следующими факторами:
- количеством попадающих в атмосферу загрязняющих веществ (в настоящем стандарте - "загрязняющие воздух вещества") от работы испытываемых машин, при этом количество веществ зависит от выполняемого машиной производственного процесса и производительности машины;
- эффективностью системы контроля загрязнения воздуха, встроенной в машину, а также, в случае рециркуляции воздуха, эффективностью системы очистки воздуха;
- окружающими условиями, особенно характеристиками воздушного потока, который может снизить (посредством эффективной общей вентиляции в помещении) или увеличить (препятствующий воздушный поток, поперечный поток) загрязнение воздуха;
- месторасположением персонала, обслуживающего машину, относительно машины и системы контроля загрязнения воздуха, а также областью рабочей зоны;
- качеством технического обслуживания (неудовлетворительное техническое обслуживание, как правило, оказывает неблагоприятное воздействие на эффективность системы контроля загрязнения воздуха и системы очистки воздуха).
Настоящий стандарт распространяется на первые два фактора из вышеприведенного перечня и является одним из документов, касающихся оценки риска. Настоящий стандарт не содержит положений по оценке риска на рабочем месте. Определение параметров, приведенных в настоящем стандарте, способствует оценке эффективности машины и встроенной в нее системы контроля загрязнения воздуха.
Настоящий стандарт может частично применяться при испытаниях, проводимых в соответствии с ЕN 626-2.
Европейский стандарт EN 1093 под общим заголовком "Безопасность машин. Оценка выбросов загрязняющих веществ" содержит следующие части:
- часть 1. Выбор методов испытаний;
- часть 2. Метод индикаторного газа для измерения уровня выбросов заданного загрязняющего вещества;
- часть 3. Стендовый метод измерения уровня выбросов заданного загрязняющего вещества;
- часть 4. Эффективность улавливания системы выпуска отработавших газов. Метод изотопных индикаторов;
- часть 6. Эффективность очистки по массе без выходного канала;
- часть 7. Эффективность очистки по массе с выходным каналом;
- часть 8. Стендовый метод измерения параметра концентрации;
- часть 9. Лабораторный метод измерения параметра концентрации;