Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490

9.2. Характеристика текущего состояния сферы подпрограммы 2 с указанием основных проблем и прогноз ее развития


В современных условиях профессиональная ориентация предполагает формирование осознанного отношения к выбору профессии, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Отсутствие ориентиров, основанных на знании перспективных направлений развития экономики и рынка труда Санкт-Петербурга, для выбора профессионального пути и дальнейшего построения карьеры влечет за собой дисбаланс на рынке труда, дефицит кадров в одних отраслях экономики и переизбыток в других.

В Указе Президента РФ N 204 поставлена задача построения эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Таким образом, возникает необходимость формирования у молодежи навыков самостоятельного и осознанного профессионального выбора, выбора профессиональной траектории.

Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор - одно из важных звеньев в подготовке кадров для новой экономики. Выпускник образовательной организации, у которого сформирован необходимый набор компетенций профессионального самоопределения, готов к профессиональной мобильности в динамично меняющихся экономических условиях.

Как показывает исследование, проведенное лабораторией социологии образования и науки НИУ ВШЭ в 2018 году, профессиональной ориентацией образовательные организации начинают заниматься только с 9 класса, 62,4 процента выпускников 9-х классов и 76,4 процента выпускников 10 и 11-х классов определились с выбором профессии, не определились с выбором профессии 37,6 процента и 23,6 процента соответственно. Позднее начало профориентации приводит к неэффективному распределению ресурсов: вместо индивидуальной работы с теми, кто не определился с профессией, профориентационные мероприятия направлены на тех, кому это не нужно.

Еще одним фактором, негативно влияющим на профессиональное самоопределение, является отсутствие интегрированной системы, в которую будут вовлечены все субъекты образования и рынка труда: исполнительные органы государственной власти, образовательные организации, работодатели.

Ключевыми участниками процесса профессионального самоопределения являются родители (73 процента опрошенных), однако родители мало осведомлены о профориентационной деятельности образовательных организаций и специализированных центров, и следовательно, не могут использовать их ресурсы, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор.

Одним из основополагающих моментов при профессиональном самоопределении является учет ситуации на рынке труда.

На среднесрочную перспективу прогнозируется повышенный спрос на рабочих высокой квалификации: водителей автомобилей, слесарей-ремонтников, машинистов различного технологического оборудования, электрогазосварщиков, электромонтеров всех профилей. Не будет снижаться спрос на следующих специалистов: инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, врачей различных профилей, средний медицинский персонал, специалистов торговли и общественного питания. В связи с развивающимся процессом информатизации общества возрастет спрос на специалистов, владеющих компьютерными технологиями. Одним из наиболее дефицитных сегментов рынка труда Санкт-Петербурга является сфера информационно-коммуникационных технологий.

В ближайшие пять лет городу дополнительно понадобятся 10000-15000 разработчиков, аналитиков, специалистов по базам данных и сетям. В среднесрочной перспективе экономика Санкт-Петербурга будет испытывать потребность в проектировщиках интерфейсов, специалистах по моделям больших данных, цифровых лингвистах.

Ожидается сохранение существующего тренда по увеличению доли групп работников с высшим и средним уровнем профессиональной квалификации, в которых основное внимание будет уделено гибким навыкам (soft skills), относящимся к процессам взаимодействия в команде и личным качествам. Среди конкретных профессиональных групп можно выделить преподавателей иностранных языков, количество которых увеличится на 20 процентов к 2026 году. Возрастет количество квалифицированных рабочих - рост занятости на 17 процентов к 2026 году ожидается в профессиональных группах "инженеры-механики", "станочники и наладчики", "сварщики и газорезчики". В прогнозируемом периоде квалифицированные рабочие станут наиболее востребованной профессиональной группой.

В соответствии с данными Росстата, представленными в таблице 10 государственной программы, доля граждан, поступивших по инженерно-техническим специальностям в образовательные организации высшего образования, в 2019 году составила 42,8 процента, а доля граждан, поступивших по инженерно-техническим специальностям в профессиональные образовательные организации по техническим специальностям и направлениям подготовки, в 2018 году составила 47,2 процента.