Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490

10.2. Характеристика текущего состояния сферы подпрограммы 3 с указанием основных проблем и прогноз ее развития


Регулирование миграции населения ввиду ее массовости и неоднозначности для жизненно важных интересов Российской Федерации - одна из актуальных и сложных задач.

В формировании населения Санкт-Петербурга одной из самых важных составляющих является миграционное движение населения. Прирост населения за счет миграции является объективной необходимостью демографического развития Санкт-Петербурга и притока рабочей силы в различные секторы экономики.

Основным источником пополнения населения Санкт-Петербурга за счет миграции в современных условиях являются другие регионы Российской Федерации.

В 2019 году миграционный прирост составил 14,5 тыс. человек и полностью компенсировал естественную убыль населения. Общие итоги миграции населения в Санкт-Петербурге в 2017-2019 годах приведены в таблице 12 государственной программы.

По способу реализации миграция населения делится на организованную, осуществляемую при участии государства и с его помощью, и неорганизованную (индивидуальную, самодеятельную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов.

В настоящее время на федеральном уровне нет единых механизмов регулирования внутренней миграции, она носит в основном неорганизованный характер, что, в свою очередь, приводит к недостатку трудовых ресурсов в одних регионах и высокому уровню безработицы в других.

Санкт-Петербург традиционно относится к трудонедостаточным регионам, однако отсутствие четкой системы мероприятий по привлечению для работы в Санкт-Петербург российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, приводит к увеличению численности привлекаемых иностранных работников.

Обеспечивая приток рабочей силы в важные секторы экономики (строительство, транспорт, коммунальное хозяйство, промышленность и др.), внешняя миграция несет с собой также ряд реальных угроз в сферах экономической, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности.

Основной приток иностранных граждан происходит из Республики Узбекистан, Республики Таджикистан и Республики Киргизии. При этом многие прибывающие из этих стран работники имеют низкий уровень профессиональной подготовки (или отсутствие таковой) и не владеют в достаточной степени русским языком.

Общая потребность Санкт-Петербурга в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, в 2017 году с учетом проведенных корректировок составляла 10557 разрешений на работу, в 2018 году - 9414 разрешений, в 2019 году - 6486 разрешений.

В 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции общая потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, снизилась по сравнению с предыдущими годами и составила 2912 разрешений.

Привлечение мигрантов должно происходить в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также с учетом необходимости социальной адаптации и интеграции мигрантов. Миграционные ресурсы следует направлять в те отрасли экономики, где они действительно нужны, и таким образом контролировать ситуацию.

Для подготовки взвешенных решений и принятия эффективных мер по разрешению проблем, связанных с миграционными процессами, необходима адекватная оценка происходящих в Санкт-Петербурге процессов, связанных с трудовой миграцией. Проведение мониторингов миграционной ситуации позволит оценить реальную ситуацию в Санкт-Петербурге и выработать необходимые предложения по решению возникающих проблем.

В 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничительных мер как Российской Федерацией, так и странами исхода трудовых мигрантов, произошел массовый отток иностранных работников.

По результатам проведенной НИУ ВШЭ работы по определению потребности рынка труда Санкт-Петербурга в иностранной рабочей силе в 2020 году на предприятиях Санкт-Петербурга трудилось около 280 тыс. иностранных работников, что на 25 процентов ниже чем в 2019 году. Наибольшее количество мигрантов являются гражданами Республики Узбекистан (47 процентов), Республики Таджикистан (12 процентов) и Республики Беларуси (12 процентов). Иностранная рабочая сила сосредоточена преимущественно в сфере строительства, административной деятельности и на обрабатывающих производствах. Большая часть иностранных работников (40 процентов) - это низкоквалифицированные рабочие, в то же время наблюдается рост доли специалистов с высшим образованием. По оценке НИУ ВШЭ численность иностранных трудовых мигрантов в организациях, осуществляющих деятельность по видам экономической деятельности, соответствующим приоритетным направлениям развития экономики Санкт-Петербурга составила 69,5 тыс. человек, или 24,83 процента от общей численности иностранной рабочей силы на рынке труда Санкт-Петербурга.

Наиболее значимыми проблемами, связанными с внешней трудовой миграцией, являются нелегальная миграция, рост социальной напряженности среди населения, нарушение трудовых и иных прав иностранных работников.

Для решения вышеизложенных проблем необходимо осуществление комплексных, обеспеченных финансовыми ресурсами целевых мероприятий. Программно-целевой метод позволит направить финансовые ресурсы на создание необходимых условий, обеспечивающих приоритетное право российских граждан на замещение вакантных и создаваемых рабочих мест, регулирование потоков иностранных трудовых мигрантов, снижение социальной напряженности.

В июне 2012 года Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция). Концепция представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции и определяет цели, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.

Учитывая результаты мониторинга реализации Концепции, изменений социальных, экономических, внешнеполитических и иных условий Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2018 N 622 была утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, в которой актуализированы цели, задачи и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции.

Учитывая важность и необходимость решения вопросов, связанных с привлечением иностранной рабочей силы из стран с безвизовым порядком въезда, продолжается работа по развитию механизмов организованного набора иностранных работников.

В экономике и социальной сфере Санкт-Петербурга нарастают процессы технико-экономических преобразований: модернизация, реструктуризация, диверсификация с последующими изменениями сложившейся численности и структуры занятости населения. Преобразования сопровождаются сокращением неэффективных рабочих мест, расширением занятости в сфере услуг. Ужесточение конкуренции на рынке труда (сокращение численности в одних отраслях и перераспределение работников в другие отрасли) стимулирует компании к росту производительности труда, созданию комфортных условий труда.

Значительный удельный вес в общем объеме создаваемых высокопроизводительных рабочих мест приходится на обрабатывающие производства, строительство, транспорт, сферу услуг.

Планируемый рост в экономике Санкт-Петербурга доли высокопроизводительных рабочих мест ведет к сокращению потребности в рабочих неквалифицированного труда, в том числе из числа иностранных трудовых мигрантов.

Для приоритетных видов экономической деятельности, как и в целом для экономики Санкт-Петербурга, ожидается снижение показателя количества рабочих мест к 2022 году. Однако далее будет наблюдаться положительный прирост количества рабочих мест, что позволит к 2024 году достичь докризисного значения показателя. В целом для большинства отраслей прогнозируется рост количества рабочих мест к 2027 году.

Прогнозные расчеты на 2020-2025 годы показывают дальнейший рост показателей с темпом, как правило, превышающим средние величины по регионам Северо-Западного федерального округа и Российской Федерации в целом.