6.1 Факторы риска аварии ИР могут быть внутренними - связанными с наличием скрытых дефектов резервуара, и внешними - связанными с внешними причинами.
Внутренние факторы риска связаны с наличием скрытых дефектов и повреждений сварных соединений, коррозионным состоянием конструкций, наличием межкристаллитной коррозии и возможностью хрупкого разрушения и т.п.
6.2 К внешним факторам риска относят:
- нарушение условий эксплуатации (технологического режима приема, хранения или отгрузки продукта), которое может привести к отклонению нагрузок от проектных значений, например, к резкому возрастанию внутреннего давления, угрожающему разрушением конструкции;
- нарушения в работе сопутствующего оборудования (компрессоров, насосов, предохранительных клапанов, элементов факельной системы), которые могут привести к отклонению нагрузок от проектных значений и разрушению конструкции ИР;
- аварийные внешние воздействия: тепловое воздействие при пожаре на соседних объектах, действие воздушной ударной волны, падение твердых предметов на поверхность ИР при взрыве на соседних объектах и другие возможные воздействия согласно СП 296.1325800.
6.3 При необходимости оценки риска при проектировании ИР анализ риска аварии разбивают на следующие этапы:
- идентификация опасностей и количественная оценка риска аварий ИР с учетом воздействия поражающих факторов на персонал, население, имущество и окружающую среду;
- обоснование оптимальных вариантов размещения ИР с учетом расположения объектов производственной и транспортной инфраструктуры, особенностей окружающей местности, территориальных зон (охранных, санитарно-защитных, жилых, общественно-деловых, рекреационных);
- определение степени опасности аварий для выбора наиболее безопасных проектных решений;
- обоснование, корректировка и модернизация организационных и технических мер безопасности;
- разработка мер по снижению риска аварий.
6.4 При идентификации опасностей, эксплуатацию резервуара при максимальных значениях проектных нагрузок (максимальном уровне налива хранимого продукта, максимальном избыточном давлении), а также циклический режим работы (налив-слив продукта в пределах расчетного количества циклов) не следует рассматривать в качестве опасностей аварии. При предусмотренном проектом режиме работы резервуара риск аварии минимален.
6.5 Оценку риска аварий ИР сжиженных газов следует выполнять по [1]. При расчете риска аварий ИР различных типов частоту разгерметизации с проливом содержимого во внешнюю среду определяют по таблице 6.1.
Таблица 6.1 - Частота разгерметизации резервуаров с проливом содержимого во внешнюю среду
Тип резервуара | Частота разгерметизации, год | |||
Полное разрушение | Частичное разрушение | |||
Мгновенный выброс всего объема продукта в окружающую среду | Мгновенный выброс всего объема продукта в межстенное пространство | Продолжительный выброс в окружающую среду через отверстие диаметром 10 мм | Продолжительный выброс в межстенное пространство через отверстие диаметром 10 мм | |
ИР одинарного сдерживания жидкости | От 5·10 | - | 5·10 | - |
ИР двойного сдерживания жидкости | 5·10 | 5·10 | - | 1·10 |
Резервуар полного сдерживания с двумя купольными крышами | 5·10 | 5·10 | - | 1·10 |
Резервуар полного сдерживания с купольной наружной и подвесной внутренней крышами | 1·10 | - | - | - |
6.6 Наиболее опасной для конструкции резервуара и наиболее вероятной причиной аварии, связанной с нарушением режима эксплуатации, является аварийное повышение внутреннего давления в ИР. К нарушениям режима эксплуатации относят несоблюдение технологических режимов приема, хранения и отгрузки продукта, неисправность компрессорного оборудования, неисправность предохранительных клапанов.
6.7 Наиболее безопасной конструкцией является ИР полного сдерживания с подвесной внутренней крышей. Такая конструкция исключает воздействие внутреннего давления газа на внутренний корпус ИР и практически исключает возможность разрушения внутреннего корпуса ИР, не имеющего дефектов монтажа.
При разрушении наружного корпуса ИР по причине аварийного повышения внутреннего давления или внешней причине сжиженный газ остается во внутреннем корпусе ИР. Такая конструкция является наиболее безопасной и при внешнем воздействии (внешний взрыв, ударная нагрузка от аварийного падения оборудования, локальный пожар снаружи и т.п.).
6.8 Коэффициент заполнения резервуара следует назначать равным 0,85-0,95.